Nabucco может остаться без туркменского газа

Сенцационное заявление сделал предприниматель из Бельгии, заявив, что уже договорился о переговорах с Туркменией по природному газу.

По словам этого мало кому известного предпринимателя Куна Минне, его компания в ноябре заключит сделку с Туркменией. Сделка, по мнению специалистов, станет ударом и для проекта Nabucco, и для российского «Южного потока».

Кун Минне – юрист, возглавляющий брюссельскую инженерную фирму Enex и являющийся почетным консулом Туркмении в Бельгии и Евросоюзе. Он заявил изданию EUobserver, что Enex и консорциум неназванных европейских энергетических компаний готовится уже в следующем месяце представить Ашхабаду окончательное предложение.

Более того, он выражает надежду, что стороны достигнут договоренностей, сообщает AZE со ссылкой на зарубежную прессу.

Глава Enex неплохо осведомлен о намерениях Ашхабада. Он регулярно общается по телефону с вице-премьером Туркмении Ягшигельды Какаевым и министром иностранных дел Рашидом Мередовым. Только в этом году он семь раз встречался с президентом Гурбангулы Бердымухаммедовым. За последние годы его компания привлекла в страну иностранные инвестиции на сумму 430 миллионов евро.

Его проект предусматривает, что каждый год через Каспийское море в Азербайджан будет переправляться танкерами от 3 до 4 миллиардов кубометров компримированного туркменского газа, который потом пойдет по уже действующему трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум в Турцию.

Пока неясно, кто будет строить трубопровод из Эрзерума в Евросоюз, а также войдет ли Туркмения в возглавляемый Enex транзитный консорциум или просто будет продавать газ на границе. Однако г-н Минне уже планирует, что поставки начнутся в 2013 или 2014 году.

Если газопровод для КПГ будет построен, Ашхабад вряд ли позволит Евросоюзу и России строить новые трубопроводы в Туркмению. «Разумеется, туркменская сторона не хочет, чтобы туркменский газ конкурировал с туркменским газом… Не думаю, что Туркмения согласится снабжать газом «Южный поток» или Nabucco», – считает г-н Минне.

Несмотря на это, московские источники г-на Минне утверждают, что Россию такой вариант устроит. «Я не получил с российской стороны ни одного знака, который указывал бы на то, что русские будут возражать… Можно сделать вывод, что наш проект не выглядит угрозой ни для одной из стран», – говорит он.

Некоторые европейские дипломаты считают г-на Минне «российской марионеткой», задача которой – сорвать проект Nabucco. Сам он это отрицает. Намного более масштабный, чем его планы, проект Евросоюза потенциально мог бы завязать новые политические связи между Туркменией и Западом и ускорить интеграцию Евросоюза с ранее находившимися в российской сфере влияния странами Закавказья.

Глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу (Jose Manuel Barroso) планирует посетить каспийский регион в конце ноября или в начале декабря, чтобы лоббировать проект Nabucco.

Однако в последние месяцы европейская газовая дипломатия потерпела неудачу. Туркмения отказалась участвовать во встрече министров в Брюсселе 1 октября, сославшись на проблемы с повесткой дня. По-видимому, она считает, что ЕС слишком затягивает реализацию своих планов, и крайне этим недовольна.

«Туркмения всерьез рассчитывает экспортировать газ в Европу. Если бы проект трубопровода был реалистичным, я бы его полностью поддержал, – говорит г-н Минне. – Если они [ЕС] твердо уверены в своем проекте, я бы советовал им предложить Туркмении условия «бери или плати». Им нужно сказать Азербайджану: «Выдайте нам все возможные разрешения на строительство трубопровода». А потом сказать Туркмении «Выдайте нам все возможные разрешения. Мы, как Европа, берем на себя ответственность за строительство. Через два года он будет построен, и мы уже сейчас гарантируем, что будем покупать на условиях «бери или плати» 10 или 20 или 30 миллиардов кубометров». Это покажет, что они уверены в своем проекте в десяти- или двадцатилетней перспективе».

Чтобы продемонстрировать, насколько все прозрачно в его компании, он рассказал, как Enex и его клиенты, такие как Honeywell и Schneider Electric, ведут дела с Ашхабадом.

«Если я должен поставить газовый компрессор стоимостью в 50 миллионов евро, я беру свидетельства о происхождении товара, сертификаты качества и транспортные документы и представляю все это в Deutsche Bank. Установив соответствие представленных документов условиям туркменских аккредитивов, Deutsche Bank мне платит, и эти деньги переводятся на мой счет, чтобы я мог заплатить за компрессор. После этого Deutsche Bank получает деньги от Центрального банка Туркмении», – объясняет он.

Отметим, что недавно в другом уважаемом экономическом издании Handelsblatt со ссылкой на заявление представителя концерна RWE, одного из участников консорциума Nabucco, отмечается, что строительство перспективного Nabucco отодвигается на год: «Решение о реализации амбициозного проекта будет принято лишь в будущем году».

Таким образом, его строительство начнется не раньше 2012 года, а газ по новому трубопроводу пойдет в Европу не ранее 2015 года.

До сих пор, замечает автор материала Юрген Флаугер, консорциуму не удалось достичь твердой договоренности с потенциальными странами-поставщиками, Азербайджаном, Туркменией и Ираком, хотя заключение контрактов планировалось на этот год.

Кроме того, говорится далее в статье, проект Nabucco регулярно торпедируется Россией, «которая хочет сохранить свое доминирующее положение экспортера газа из восточных регионов». «Газпром» планирует строительство конкурирующего газопровода «Южный поток». Кроме того, Россия сама заинтересована в каспийском газе, заключает издание.

Nabucco – проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. Проектная мощность — 26—32 млрд кубометров газа в год. Подготовка проекта ведется с 2002 года. Строительство планировалось начать в 2011 году, а завершить к 2014 году. Предполагаемая стоимость проекта — 7,9 млрд. евро. Участниками проекта являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Каждый из участников обладает равными долями – по 16,67 процента.