Наиля Велиханлы: самому «старому» экспонату Национального музея истории около 25-30 миллионов лет

Становление и развитие музейного дела в Азербайджане началось с 20-х годов прошлого столетия. За сравнительно короткий срок был создан Государственный музей Азербайджана, который ныне носит название Национального музея истории (НМИ) и как самостоятельное научно-просветительское учреждение с докторантурой и ученым советом входит в состав Национальной Академии наук Азербайджана. 

Как передает AZE.az, о том, чем живет сейчас главный музей страны, какие проблемы на современном этапе актуальны для этой структуры, и вообще – какова ситуация в музейной сфере Азербайджана, рассказывает в интервью «Российской газете» директор НМИ, академик Наиля Велиханлы.

– Музеи истории – это своего рода зеркало для любого народа, отражение пройденного им пути. Какую роль в изучении и познании азербайджанской истории играет ваш музей?

– Музеи действительно занимают особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей, а глобализация и интеграция в определенный стиль жизни общества заставляют пересматривать и обновлять методы и способы их деятельности.

После многих десятилетий функционирования исключительно в качестве очагов культуры они со временем трансформировались в научно-образовательные центры, открытые внешнему миру и активно участвующие в жизни общества. А важнейшим фактором, влияющим на взаимодействие музеев с обществом, становится необходимость привлекать и удерживать посетителей, расширять аудиторию.

Что касается нашего музея, могу сказать, что это учреждение, где не только собираются раритеты, но и лаборатория, где каждая единица хранения – и не обязательно выставленная в экспозиции – подвергается тщательному изучению сотрудниками научных отделов. Будучи важнейшим политико-культурным учреждением страны, он с самого начала своего существования функционировал как один из крупных научно-исследовательских центров исторической направленности в Азербайджане, кузница подготовки научных кадров по его истории, археологии, этнографии, нумизматике. Так что вполне закономерно, что в дальнейшем от него отпочковались ныне действующие музеи искусств, литературы, театра, естественноисторический и т.д.

– Эксперты признают, что музейное дело в Азербайджане можно отнести к наиболее динамично развивающимся областям культуры. Какие значимые достижения вы могли бы назвать в этой сфере за последние годы?

–  Пожалуй, самое главное достижение последних лет – это реставрация и строительство новых музейных центров с их уникальной архитектурой и богатейшими экспонатами. Очень многие музеи, ранее располагавшиеся в непрезентабельных зданиях, теперь получили в свое распоряжение современные сооружения. Это касается в основном историко-краеведческих музеев на периферии страны. А в качестве столичного примера могу привести Музей ковра в Баку. Это не просто красивейшее здание в стиле модерн, в нем собрано огромное количество экспонатов практически всех школ и направлений азербайджанского ковроткачества.

Или Культурный центр Гейдара Алиева, проект которого (автор – британский архитектор Заха Хадид) был признан лучшим архитектурным проектом 2014 года по версии международной премии Designs of the Year Awards. Это не просто уникальное сооружение, украшающее наш город, в нем также собраны экспонаты целой эпохи почти полувековой давности, связанные не только с деятельностью нашего общенационального лидера Гейдара Алиева, но и с достижениями республики за это время.

– Получив в свое распоряжение капитально восстановленные и новые здания, музеи Азербайджана обрели тем самым возможность продемонстрировать посетителям интересные экспонаты из своих фондов, которые до этого, ввиду нехватки выставочных площадей, почти постоянно пребывали в запасниках. Какие это экспонаты?

–  Раньше у нас не было специального выставочного или конференц-зала, сейчас их два: большой и малый. Кроме того, реконструкция Музея истории позволила наладить систему сигнализации, благодаря которой мы сейчас выставляем те экспонаты, которые раньше хранились только в закрытых фондах. Речь идет, как правило, о драгоценностях и других дорогостоящих предметах. Более того, сейчас мы можем позволить себе то, о чем раньше только мечтали – выставлять свои экспозиции за рубежом.

Семь лет назад в Норвегии с большим успехом прошла выставка "Азербайджан – страна огней", четыре года спустя – в Германии (артефакты Национального музея истории), в 2012 году – при содействии Фонда Гейдара Алиева в Ватикане. Посетители смогли ознакомиться с "жемчужинами" нашего музея. В ноябре этого года ожидается выставка в Праге, Национальном музее Чехии.

– Сколько лет самому "старому" экспонату Национального музея истории?

– Порядка 25-30 миллионов лет (окаменевшее дерево). Наш музей расположен в центре Баку, в красивом архитектурном здании, которое когда-то принадлежало известному азербайджанскому нефтепромышленнику и меценату Гаджи Зейналабдину Тагиеву. Здесь собраны поистине уникальные экспонаты, начиная с каменного века, которые отражают все периоды азербайджанской истории, а собранный материал служит доказательством того, что Азербайджан – одно из древнейших мест стоянок человека. Об этом свидетельствуют и экспонаты Гуручайской археологической культуры (возраст которых полтора-два миллиона лет), эпохи бронзы и железа и т.д.

Историю средневековья азербайджанских феодальных государств Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Атабеков Азербайджана освещают детали архитектурных сооружений, эпиграфические, нумизматические памятники и многие другие артефакты эпохи великого Низами – периода "мусульманского ренессанса". Большой интерес вызывают и экспонаты, относящиеся к периоду империи азербайджанской династии Сефевидов, а также ее преемнику, возглавляемому великим государственным деятелем Азербайджана Надир-шахом Афшаром.

– У каждого музея в мире есть свои друзья. Кто является другом вашего?

– У нас их несколько. Это нефтяная компания bp-Azerbaijan, общество азербайджано-корейской дружбы СЕБА, Норвежский археологический музей. Но самый большой друг, конечно – это наш президент Ильхам Алиев. Помимо бюджетного финансирования глава государства регулярно выделяет нам из своего резервного фонда весьма солидные средства, на которые мы покупаем раритеты, реставрируем и консервируем ветхие экспонаты, обновляем лаборатории, обучаем персонал и т.д.

– Специалисты утверждают, что одним из основных принципов музейной работы является ориентированность на молодое поколение, прежде всего школьников. Что делается для этого в азербайджанских музеях? Есть ли совместные планы между ведомствами культуры и образования?

– Безусловно, это один из важнейших вопросов. Мы работаем и со школьниками, и со студентами профильных факультетов и университетов, которые проходят практику. Еженедельно в нашем лекционном зале для ребят организованы занятия, которые проводят ученые Азербайджанского общества историков и научные сотрудники нашего музея.

Такая "живая" работа просто необходима, ведь это чрезвычайно важно – передать будущему поколению память о прошлом своей земли и любовь к своей родине, важно научить молодых людей беречь свое настоящее. Ибо свою задачу мы видим в сохранении истории страны и народа не просто в предметах, а в сознании людей, что в нынешнюю эпоху глобализации совсем непросто.