Наркомания в Азербайджане

По информации министерства здравоохранения Азербайджана, за последнее десятилетие количество наркоманов, состоящих на официальном учете, выросло более чем втрое – с 6-7 тыс. в 1996-1997 годах почти до 20 тыс. в 2006 году

Распространение наркомании в Азербайджане растет быстрыми темпами, говорят эксперты и врачи. И хотя правительство предпринимает решительные шаги с целью преодолеть эту тенденцию, остающиеся нерешенными проблемы могут помешать этому процессу.

По данным министерства внутренних дел, каждое восьмое преступление, совершенное в Азербайджане в 2006 году – или около 2 309 преступлений – связано с наркотиками. Полицией изъят 531 килограмм различных наркотических веществ, в том числе 50 килограммов героина.

Но по словам эксперта, истинное количество преступлений на почве наркотиков – и число наркоманов – на самом деле намного выше.

Приводя собственные статистические выкладки, руководитель Бакинского отдела по работе с правоохранительными органами Программы развития ООН Мазахир Эфендиев говорит, что подлинное число наркоманов в Азербайджане составляет “не меньше 300 тысяч”. Эта цифра составляет примерно четыре процента от всего населения страны, насчитывавшего в 2006 году 7 млн. 960 тыс. человек.

Он также считает, что данные официальной статистики о преступлениях, связанных с наркотиками, составляют лишь “десять процентов от реального оборота наркотических средств”. По оценке Эфендиева, бывшего главного координатора программы ООН по контролю за наркотиками на Южном Кавказе, в прошлом году в Азербайджане было продано и реализовано “по меньшей мере 500 килограммов” героина. “Это очень большая цифра, которая отражает всю серьезность проблемы”.

Отсутствие современных центров по лечению наркомании делает эту проблему еще серьезнее.

В советские времена тема наркомании находилась под запретом. Она до сих пор остается сравнительно новой проблемой, как для политиков, так и для врачей. Как и повсюду на территории бывшего Советского Союза, врачи отмечают, что на смену легким наркотикам советских времен – марихуане и гашишу – приходят более сильные наркотические вещества: героин, кокаин и ЛСД.

Лечат наркоманию по большей части психиатры, а не специалисты соответствующего профиля. Реабилитационные центры для такого рода больных отсутствуют. Эфендиев говорит, что по данным официальной статистики, на лечение одного наркомана государство тратит около двух долларов в год, “тогда как в развитых странах эта цифра составляет минимум сто долларов”.

Врачи и сами больные указывают, что в обществе к наркоманам относятся чуть ли не как к прокаженным, что не способствует облегчению проблемы. “Из-за дискриминации в обществе люди боятся ложиться в клиники, где проходят лечение от наркомании, – говорит д-р Араз Манучехри-Лалеи, старший преподаватель курса психиатрии Азербайджанского государственного медицинского университета, возглавляющий частную клинику. – Эти люди социально никак не защищены”.

Между тем наркотики постепенно становятся все доступнее. В Баку большие партии низкокачественного героина сбили цену за дозу с около 50 долларов до 3 долларов, рассказывает д-р Шаиг Султанов, главврач психиатрической больницы №2 в Баку. “Это увеличило число потенциальных наркоманов, – подчеркивает он. – Теперь позволить себе героин могут не только богатые”.

Хотя раньше употребление наркотиков по большей части ограничивалось подростками из богатых семей, теперь жертвами наркотиков все чаще становится средний класс – особенно те его представители, которые заняты в сфере ремонта автомобилей и квартир, отличающейся стабильными и сравнительно высокими заработками, отмечает д-р Манучехри-Лалеи из Азербайджанского государственного медицинского университета. Правительство утверждает, что помимо Баку, употребление наркотиков получило особенное распространение в районах, расположенных у южной границы с Ираном и на севере, у границы с Россией.

Жертвы наркотиков также становятся все моложе. По словам психиатра Султанова, подростки составляют “основную группу риска”, хотя врачи отмечают рост числа пациентов, подсевших на героин или кокаин “в возрасте 40 лет и старше”.

Причин для такого роста, по словам врачей и экспертов, множество.

Первая – чисто географическая. Сегодня через Азербайджан проходит маршрут контрабанды наркотиков из Афганистана в Европу через соседний Иран, а также из Афганистана в Россию по территории бывших советских среднеазиатских республик.

Некоторые обозреватели указывают, что факты причастности полиции к наркоторговле еще больше способствуют процессу распространения наркотиков, так как препятствуют проявлениям критических настроений в обществе. По следам опубликованной в 2004 году статьи политолога Зардуша Ализаде, в которой он обвинял отделение по борьбе с наркотиками министерства внутренних дел в сотрудничестве с наркосиндикатами, был возбужден судебный иск, и теперь “люди боятся открыто говорить об этом”, – отмечает Ильгар Ибрагимоглу, руководитель правозащитного центра DEVAM и имам мечети “Джума” в Баку.

Причины распространения наркомании вызывают много споров. Часть вины возлагается на голливудские фильмы, транслирующиеся по азербайджанскому телевидению. Врач психиатрической лечебницы Султанов утверждает, что по свидетельству 60 процентов его пациентов, они впервые заинтересовались наркотиками, просмотрев фильм Квентина Тарантино “Криминальное чтиво”. Ибрагимоглу считает, что росту привлекательности наркотиков способствует глубокий “духовный вакуум” вкупе с безработицей и сопутствующими ей социальными недугами.

Между тем полемика ведется и вокруг того, какими должны быть ответные действия правительства. Первая государственная программа Азербайджана по борьбе с наркотиками была запущена в 1996 году. Страна стала первой на Южном Кавказе, присоединившейся к Конвенции ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ и организовавшей первое в регионе подразделение по борьбе с оборотом наркотиков в составе правоохранительных органов. Государством также проводятся кампании по информированию граждан.

Однако д-р Манучехри-Лалеи из государственного медицинского университета считает, что необходимо совершенствовать работу в этом направлении. По его мнению, сотрудничество между правоохранительными органами, Интерполом и соседними странами на данный момент является “формальным” и ведется “от случая к случаю”, а информационные кампании проводятся “крайне непрофессионально и примитивно”.

Мазахир Эфендиев в целом согласен с этим мнением. “Нам пока не хватает концептуальной стратегии борьбы с этой проблемой”, – признает он. Тем не менее, добавляет он, по сравнению со своими соседями, “Азербайджан является лидером в данном вопросе среди южнокавказских стран”.