«Мое первое впечатление самобытного южного города с теплым морем и теплыми людьми, оно сохранилось навсегда».
Как передает AZE.az, Александр Александрович Калягин – народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий СССР, председатель Союза театральных деятелей России – фигура колоритная и знаковая в российском и советском мире искусства. Немалая часть его творческой жизни связана с Баку, о чем он любезно поведал в интервью «Москва-Баку».
– Когда впервые побывали в Азербайджане? Каково было первое впечатление от Баку и изменилось ли оно в дальнейшем?
– Побывал я в Баку еще в прошлом веке. Это был 1979 год. Я неожиданно получил письмо от студии «Азербайджанфильм», в котором меня, правда, назвали: дорогой Александр Алексеевич. Но с чувством юмора у меня все в порядке, и я не обиделся. Имя режиссера Расима Оджагова мне было неизвестно, но я хорошо знал автора сценария Рустама Ибрагимбекова – талантливого драматурга. С его пьесы «Похожий на льва» началась моя работа во МХАТе. Я прочел сценарий, мне он понравился, и я согласился.
Приехал в Баку, познакомился с режиссером Расимом Оджаговым, с которым долгие годы меня связывала и творческая, и человеческая дружба. Расим был удивительным человеком, талантливым во всем, мудрым и добрым. Расим мне показал Баку, и я влюбился в этот город. И мое первое впечатление самобытного южного города с теплым морем и теплыми людьми, оно сохранилось навсегда.
– Расскажите немного о съемочном процессе фильма «Допрос». Как понравилась работа с азербайджанскими актерами?
– Работать было очень интересно, потому что Расим Оджагов – талантливый режиссер. А еще мы все понимали, что делаем картину, которая важна как гражданская акция. Уверенности, что фильм выйдет на экраны, не было. В те годы это было смелое высказывание. Если б не поддержка Гейдара Алиева, тогда члена Политбюро КПСС, неизвестно какая судьба была бы у этого фильма. Мне трудно назвать какие-то моменты, которые особенно запомнились. Мне было интересно работать с азербайджанскими артистами. Как-то мы сразу нашли общий язык.
– Есть ли в Баку какие-то излюбленные места, и с какими событиями, людьми это связано?
– Баку – очень красивый город. Прекрасный бульвар, старинные улочки, колорит старого города. Все это отпечаталось в моей памяти. А сегодня Баку просто поражает своей красотой и богатством. Баку, безусловно, имеет восточный колорит, притом, что в нем множество потрясающих современных зданий, очень бережно сохранена вся историческая часть города. Баку поражает абсолютно органичным сосуществованием цивилизации и памятников традиционной национальной культуры.
А еще Баку – очень гостеприимный город, где тебя угощают в каждом доме. Потом были другие фильмы Расима Оджагова с моим участием. Всякий раз перед поездкой в Баку, я начинал переживать, что снова наберу там килограммы. Устоять было невозможно, азербайджанская кухня невероятно вкусная.
– Что вас связывает с Русским драматическим театром имени Самеда Вургуна?
– Когда активно работал Центр поддержки русских театров за рубежом, Союз театральных деятелей РФ тесно сотрудничал с театром Самеда Вургуна. Молодые артисты бакинского театра постоянно участвуют в Международной молодежной театральной школе СТД РФ, и в этом году в Звенигород приедут учиться бакинские артисты. И должен вам сказать, что у нас они получат бесценные «уроки» от самых выдающихся мастеров российского театра. В Русском театре им. Самеда Вургуна проходили последние наши гастроли, мы играли спектакль «Лица». Мне было очень комфортно там работать, нас окружили любовью и заботой.
– Есть ли в планах руководимого вами театра гастроли в Баку?
– Планов нет, потому что нет предложений. Если они будут, то мы с удовольствием приедем в Баку. Привезем наши лучшие спектакли. Думаю, что зрители к нам придут.
– Каковы на ваш взгляд тенденции развития азербайджано-российских отношений в целом, и в частности в сфере культуры и искусства?
– Я не знаю… Надеюсь, что азербайджано-российские отношения сохранятся, что мы по-прежнему будем дружественными народами. И мне хочется верить, что сохранятся и культурные связи, что они не будут разрушены.