Назим Сулейманов: «Я заработал славу потом и кровью, но меня выгнали из Азербайджана»

Интервью c тренером-селекционером национальной сборной Азербайджана, членом Экспертной комиссии АФФА Назимом Сулеймановым

– Приняв участие в сегодняшнем заседании Экспертной комиссии, вы начали официальную деятельность в АФФА. Какие впечатления сложились у вас от первого рабочего дня?

– На первом заседании Экспертной комиссии были обсуждены некоторые вопросы. Но пока нет конкретных фактов и обращений.

– Как по-вашему, не запоздало ли решение о создании Экспертной комиссии в конце сезона?

– Это запоздалое решение. Во всяком случае, несмотря на запоздание, мы сделали шаг вперед. Мы будем наблюдать за ходом матчей двух оставшихся туров чемпионата и обсудим обращения.

– Есть ли договорные матчи в чемпионате Азербайджана?
– Это явление встречается во всех странах мира. В Азербайджане очень легко пресечь куплю-продажу матчей. Соответствующие органы должны наладить взаимодействие и принять решительные меры.

– Раньше новое руководство АФФА не сотрудничало с вами. В течение последнего года вы оставались без работы, но АФФА не обратилась к вам. Но на днях вы были назначены на две должности сразу…

– Я привязан к футболу душой. Я вырос в футболе и проделал определенную работу в нем. Когда я играл в России, мне предлагали занять высокие должности. Но я всегда отказывался, потому что я живу только футболом. В мае прошлого года я остался без работы, но в действительности, я не отошел от футбола.

– Вы критиковали руководство АФФА, будучи безработным?

– Вы знаете, клубы приватизированы и АФФА не может воздействовать на них.

– Мы имеем ввиду не клубы, а только АФФА. Как получилось, что сейчас АФФА направила вам приглашение? Может быть, ассоциация запоздала в вопросе сотрудничества с вами?

– Если меня пригласили, значит я нужен сборной. Мне нравится работать в сборной. Это не только моя, а наша общая команда.

– Вы работали тренером-селекционером в сборной и в 2003-ем году. Что нового в ваших методах работы?

– Тогда я сыграл определенную роль в приезде в Баку игрока «Спартака» Александра Самедова, решении проблемы игрока сборной Эмина Гулиева с клубом «Алания» и других вопросах. Сейчас я вновь буду проводить селекционную работу. Насколько мне известно, наши соотечественники выступают в Беларуси, Украине, а также российском «ЦСКА». Я понаблюдаю за их игрой и постараюсь привлечь их в сборную.

– Окажете ли вы помощь в трансфере наших футболистов в зарубежные клубы?

– Это не входит в круг моих обязанностей, но я могу оказать помощь в переходе наших футболистов в какие-то зарубежные клубы.

– Российская пресса пишет о назначении Назима Сулейманова на должность старшего тренера. Как, по-вашему, не идет ли все к этому?

– Я не сказал бы. Будучи безработным, я действовал по своему усмотрению…

– Не входит ли в ваши планы занятие должности старшего тренера национальной сборной?

– Нет. Но каждый тренер мечтает работать в сборной. Мне поручена должность тренера-селекционера, поэтому я буду работать исключительно в этом направлении.

– Вы говорили о том, что после ухода из «Хазар-Лянкярана» получили предложения от клубов первой лиги чемпионата России. Почему вы не заключили контракт с одной из этих команд?

– Мои менеджеры работают в России, Беларуси, Латвии и Литве. Они посоветовали мне не торопиться. Я получил предложения не только из России, но также из Литвы и Казахстана.

– Сочинская «Жемчужина», старшим тренером которой вы работали, была переформирована и получила статус профессионального клуба. Не планируете ли вы вернуться в эту команду? Вы получили предложение от «Жемчужины»?

– Неделю назад я побеседовал об этом по телефону с Арсеном Найденовым. Кажется, он руководит переформированием «Жемчужины». Если команда поставила перед собой конкретную цель, то я тоже буду там. Но сейчас я заключил контракт со сборной, и буду работать здесь до декабря.

– Выходит, что вы откажетесь от предложения «Жемчужины»?

– Мне предложили должность старшего тренера. По-моему, лучше работать тренером-селекционером в сборной, чем старшим тренером клуба «Жемчужина».

– Будучи старшим тренером клуба «Хазар-Лянкяран», вы должны были пройти стажировку в Футбольной Академии «Челси». Что помешало осуществлению этих планов?

– Вместо «Челси» руководство клуба посоветовало мне пройти курс в «Фенербахче». Около месяца я участвовал в тренировках и матчах «Фенербахче».

– Запланировано ли прохождение вами стажировки в другом клубе?

– Мне кажется, что опыт нужно накапливать в процессе работы. Я не вижу необходимости в участии в курсах повышения квалификации тренеров, игравших в большой футбол. К тому же, я обладаю тренерской лицензией категории «А». В сентябре я сдам экзамен в Украине для получения лицензии категории «Pro».

– Какие отношения вы поддерживаете с руководством клуба «Хазар-Лянкяран»?

– Прекрасные. Я ушел из «Хазар-Лянкярана» после истечения срока контракта в мае прошлого года. Между мной и руководством этого клуба нет какого-то недовольства.

– Можно ли сказать, что ваша тренерская карьера была неудачной?

– Если хорошо проанализировать мою деятельность, то выяснится, что она не была неудачной. После 8 матчей, проведенных под моим руководством, «Хазар-Лянкяран» занимал шестое место в турнирной таблице. К тому же, по сравнению с соперниками мы сыграли на один матч меньше. То есть, в случае победы в этом матче мы могли разделить 1-2 места. О какой неудаче можно говорить в этом случае?

– Если все шло нормально, то почему вы ушли с должности старшего тренера клуба «Хазар-Лянкяран»?

– Разве все журналисты честны?

– Ваш уход из команды был вызван действиями нечестных людей?

– Были люди, которые мешали мне. Должен же старший тренер проработать в команде хотя бы один сезон?

– Расим Кара стал вашим предшественником в «Хазар-Лянкяране». Не кажется ли вам, что Расим Кара «приложил руку» к вашему уходу с должности старшего тренера?

– Тренер не приходит в клуб, его приглашает руководство. Во всяком случае, «Хазар-Лянкяран» нанес мне моральный
удар.

– Кто был виновен в этом?

– Возможно, я сам.

– Говорят, что иногда хорошие футболисты не становятся хорошими тренерами. Удастся ли вам завоевать на тренерском поприще славу, которой вы достигли в качестве футболиста?

– В 80-х годах прошлого века за нашей игрой наблюдали 30-40 тыс. болельщиков. Тогда я завоевал славу потом и кровью. А что произошло потом? Меня прогнали из Азербайджана. Я не утратил славу, работая тренером в России. Почему я сейчас должен работать в другой стране для завоевания тренерской славы? Почему я не могу использовать свой опыт и умение в Азербайджане?

– Где должны состояться матчи отборочного группового раунда чемпионата Европы по футболу между сборными Азербайджана и Армении?

– Только на нейтральных полях. Я решительно против приезда сборной Армении в нашу страну.

– Какие недостатки существуют в сборной?

– Профессионализм наших футболистов находится на очень низком уровне. Но я не хочу сваливать на них всю ответственность. Есть люди, которые довели наших футболистов до такого состояния. В этом я виню и себя.

– И последний вопрос. На чемпионский титул в национальном первенстве претендуют все две команды. Кто достоин чемпионского звания – «Нефтчи», или «Хазар-Лянкяран»?

– Мне дороги и «Нефтчи», и «Хазар-Лянкяран». Главное, должен победить футбол. Я был одним из учредителей «Хазар-Лянкярана» и работал в этой команде определенное время, но у меня нет особой симпатии к лянкяранцам. Пусть победит достойный.