Не зря ездил Гюль в Москву

Турция попросила у России официальное участие в карабахском урегулировании?

Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на АзерТадж, азербайджанская общественность внимательно следила за государственным визитом президента Турции Абдуллы Гюля в Россию, ибо наши братские страны связывают тесные узы дружбы и сотрудничества, Турция солидарна и занимает твердую позицию в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.

Как сообщалось, в ходе визита была подписана “Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового сотрудничества”.

Примечательно, что основой для продвижения к новому этапу отношений служит “Договор о дружбе и братстве между Правительством Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Правительством Великого национального собрания Турции” от 16 марта 1921 года”.

Президенты России и Турции декларировали успешное взаимодействие и поощрение дальнейшего взаимодействия сотрудничества практически во всех сферах.

Наряду с этим, в совместной декларации зафиксирован пункт:

“Осознавая, что стабильность и безопасность евразийского региона напрямую связаны со стабильностью на Южном Кавказе, стороны согласны с необходимостью принятия эффективных мер для урегулирования замороженных конфликтов, являющихся элементом потенциальной дестабилизации Южного Кавказа.

В этом контексте стороны расценивают выдвинутую Турцией идею о создании Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе как конструктивную и дополняющую уже существующие международные механизмы инициативу, способствующую устранению отмечаемого ими недостатка доверия между вовлеченными в замороженные конфликты странами”.

Таким образом, российская и турецкая стороны выступили за принятие дополнительных мер по стабилизации ситуации на Южном Кавказе, и видимо, главной целью ближайшей перспективы будет акцентирование внимания именно на повышении уровня доверия между конфликтующими сторонами.

Следует напомнить, что впервые с инициативой о необходимости принятия документа о безопасности и сотрудничестве на Южном Кавказе с участием других государств выступил общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев на Стамбульском саммите 1999 года.

Он предложил создать систему региональной безопасности и подписать Пакт безопасности и сотрудничества на Южном Кавказе по формуле 3+3+2 (страны Южного Кавказа, Турция, Россия, ЕС и США).

Тогда это предложение не получило должной поддержки, хотя и многие соглашались с необходимостью принятия подобного документа.

Сегодня, в силу определенных политических и экономических причин, Турция выступает с инициативой о необходимости создания платформы стабильности на Южном Кавказе и заручилась поддержкой России в этом вопросе.

Так, два ведущих государства региона принимают эту инициативу, правда, остается неясным, на каких принципах, в каком формате и в каких рамках будет осуществляться эта идея.

Что касается ожиданий от Турции каких-либо конкретных шагов по вопросу мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, то, по мнению некоторых экспертов, благоприятные турецко-российские отношения могут позитивно сказаться на продвижении всего переговорного процесса.

Как сказал собственному корреспонденту АзерТАдж директор Центра российско-турецких исследований Хакан Аксай, хорошие и партнерские российско-турецкие отношения могут создать лучшие условия для решения нагорно-карабахского конфликта, а именно, Россия и Турция могут стать посредниками в решении этой проблемы.

По словам турецкого эксперта, региональные проблемы могут решаться лучше и эффективнее с помощью сотрудничества России и Турции.

“Турция не хочет оставаться в стороне от региональных процессов и хочет участвовать в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта”, – считает Х.Аксай.

Как известно, подписанная на высшем уровне совместная декларация о сотрудничестве не предполагает специально решения кавказских проблем или проблем между Азербайджаном и Арменией.

В документе выражено стремление двух стран, и видимо, после этого последуют какие-то инициативы, переговоры.

Как известно, ранее состоялись переговоры в Москве при посредничестве России, с участием президентов Азербайджана и Армении, подписана трехсторонняя московская декларация.

“Не исключено, что в дальнейшем и Турция хочет участвовать в этом процессе, но более конкретной информацией мы пока не обладаем”, – сказал турецкий политолог.

Комментируя вопрос, может ли Турция присоединиться в качестве сопредседателя к МГ ОБСЕ, Хакан Аксай отметил, что теоретически это возможно, но пока признаков того, что этого можно ожидать в ближайшее время, нет.