Россия ведет с Ираном переговоры об экономическом сотрудничестве, которое преполагает поставки иранской нефти на уровне 500 тысяч баррелей в день.
Россия и Иран ведут переговоры о резкой активизации экономического сотрудничества, включая заключение товарно-нефтяной сделки, которая превратила бы РФ в крупнейшего импортера иранского сырья, передает AZE.az. Информацию об этом “Ъ” подтвердил источник в правительстве РФ.
По словам же российского дипломатического источника “Коммерсанта”, Москва намерена продолжить переговоры с Тегераном на эту тему, несмотря на возражения со стороны США, которые опасаются, что сделка негативно повлияет на переговоры по иранской ядерной проблеме. По данным “Ъ”, оба вопроса станут предметом обсуждения в ходе визита в Москву главы иранского МИДа Джавада Зарифа, а также готовящегося визита президента РФ Владимира Путина в Иран.
По словам источника в правительстве РФ, о существенном наращивании экономических связей президент РФ Владимир Путин и его новый иранский коллега Хасан Роухани договорились в ходе их первой встречи в сентябре в Бишкеке. Конкретные предложения обсуждались на уровне исполнителей, в частности, в рамках декабрьского визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Тегеран. Одной из одобренных инициатив и стала идея по поставке в РФ иранской нефти (до 500 тыс. баррелей в день), а в Иран — российских товаров и оборудования.
О том, что такая сделка обсуждается, сообщило со ссылкой на свои источники агентство Reuters. Собеседник “Ъ” в правительстве РФ, однако, уточняет, что “речь не идет о простом бартере — сделка подразумевает использование денежных средств”, а “дата ее заключения не зависит от снятия с Ирана западных санкций, поскольку Москва под ними не подписывалась”.
Представитель Белого дома Джей Карни предупредил, что соглашение о закупке иранской нефти Россией противоречило бы договоренностям по иранской ядерной программе между шестеркой международных посредников и Тегераном. По его словам, США “чрезвычайно обеспокоены сообщениями на эту тему”, а госсекретарь Джон Керри поднимал этот вопрос в ходе переговоров с Сергеем Лавровым в понедельник.
Российский дипломатический источник подтвердил “Ъ”, что главы дипломатии обсуждали эту тему. По его словам, американской стороне было сказано, что “Россия имеет право покупать у Ирана нефть в любых объемах, а Тегеран — товары российского производства”. “РФ не нарушает тем самым никаких санкций (Москва признает только санкции СБ ООН, а односторонние западные ограничения считает нелегитимными.— “Ъ”) и не обязана подобные проекты ни с кем согласовывать,— пояснил собеседник “Ъ”.— В свое время мы учли озабоченности ряда стран относительно военно-технического сотрудничества с Ираном (отказавшись от поставок ему С-300.— “Ъ”), но это совершенно другая история, и американцев она не касается”.
По подсчетам американских экспертов, готовящаяся сделка позволит Ирану увеличить экспорт нефти на 50% и зарабатывать на этом $1,5 млрд в месяц. США опасаются, что эти доходы ослабят заинтересованность Ирана в выполнении договоренностей по его ядерной программе, достигнутых в конце прошлого года. По условиям соглашения с “шестеркой” Тегерану начиная с 1 февраля будут постепенно открывать доступ к его активам, замороженным в иностранных банках. Всего у Тегерана на зарубежных счетах заблокировано $4,2 млрд.
Глава Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, однако, считает, что, если Россия будет ждать, пока все санкции будут сняты, западные страны займут иранский рынок. “Если Иран восстановит отношения с Западом, прежде всего с США, Москве будет куда труднее наладить экономические связи с ним,— заявил “Ъ” эксперт.— Но пока этого нет, а конъюнктура благоприятная: Ирану нужны деньги, товары и технологии, а значит, у РФ есть уникальная возможность воспользоваться своими политическими преимуществами для укрепления экономических отношений с Тегераном”.
Председатель Российско-иранского делового совета при Торгово-промышленной палате РФ Виктор Мельников также поддерживает заключение между Москвой и Тегераном подобной сделки. “Продажа России иранской продукции, в частности нефти, обеспечит Тегеран деньгами для расчета за российский экспорт в Иран — это обоюдовыгодная история,— заявил он “Ъ” и пояснил: — Россия заинтересована в увеличении экспорта в Иран целого ряда товарных групп — черного металла, зерна, растительного масла, машинного оборудования и продукции инновационного бизнеса”.
В российских же нефтяных компаниях о перспективах сделки с Ираном говорить пока не готовы. Источник “Ъ” в одной из них дал понять, что распоряжение об участии в схеме поставок иранской нефти, скорее всего, “будет направлено сверху”.
До сих пор опыт работы российских компаний в Иране был не слишком успешным. Войти в иранские проекты пытались ЛУКОЙЛ и “Газпром нефть”, но после введения в отношении Тегерана экономических санкций контракты были расторгнуты. В прошлом году власти Ирана предложили “Зарубежнефти” поучаствовать в разработке местных углеводородов, но пока компания не подтвердила своего желания (сейчас между ней и Ираном действует меморандум о взаимопонимании, предусматривающий проведение геологоразведки). Перспективу этих переговоров в “Зарубежнефти” “Ъ” комментировать не стали.
Осторожное отношение российских нефтяников к иранским проектам связано не только с введенным Западом эмбарго в отношении иранской нефти, из-за чего страна, по сути, имеет доступ исключительно к азиатским рынкам (самые большие поставки — около 420 тыс. баррелей в день — приходятся на Китай). Острой проблемой, препятствующей притоку инвестиций в нефтегазовую отрасль Ирана, являются и сервисные контракты. По иранским законам иностранные инвесторы не могут входить в проекты по добыче нефти или газа в рамках долевого участия. В феврале прошлого года РФ и Иран начали обсуждать разрешение российским компаниям иметь такое исключительное право. Однако научный сотрудник Института востоковедения РАН Эльдар Касаев считает, что предоставление Ираном преференций российским нефтегазовым компаниям маловероятно из-за попыток Москвы наладить энергетические связи с Израилем.