Беларусь перестанет возить венесуэльскую нефть через полмира танкерами, а, по всей вероятности, будет продавать ее в Америке. Полученная выручка будет использоваться для покупки нефти на территории СНГ.
Такой вывод делают белорусские аналитики в связи с последними заявлениями правительства.
О том, что Беларусь заинтересована оптимизировать систему поставок нефти из Венесуэлы, во время Всебелорусского народного собрания сообщил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, передает AZE.az.
«Я был пару дней назад в Лондоне, Женеве, решали эти проблемы. И решили, подписали соответствующие документы, что будем оптимизировать еще схемы. Будут так называемые своп-схемы. Это позволит сэкономить на каждой тонне поставляемой нефти 10-11 долларов», — цитирует вице-премьера БЕЛТА.
Вариант поставок нефти из Венесуэлы по своп-схемам изначально был самым оптимальным. Беларусь покупает нефть у Чавеса, продает ее, к примеру, в Северной Америке, а за вырученные средства покупает нефть у России, которая может поставлять сырье по трубе.
Но венесуэльская «Санта-Барбара» оказалась качественнее российской Urals. А самое главное, доставка нефти танкерами из Венесуэлы стало делом принципа. Партнеру по союзному государству, не желающему идти на ценовые компромиссы по поставкам нефти, нужно было продемонстрировать, что сырье можно покупать не только в России. Расстояния — не помеха.
Планируемый сейчас переход на своп-схемы можно воспринимать как победу здравого смысла. С другой стороны, власти до сих пор не озвучили условия договоренностей с Чавесом, зато периодически не без гордости подчеркивают, что привезти и переработать нефть из Венесуэлы гораздо выгодней, чем купить российскую с пошлиной.
Во время Всебелорусского народного собрания Александр Лукашенко воспользовался моментом, чтобы еще раз уколоть Россию и всех скептиков, считающих, что проект с Венесуэлой противоречит как логистическим, так и экономическим законам нефтяного рынка.
«Ну, Лукашенко, ну дурачок, что за экономист, это же так не выгодно… Вы что думаете, что я б сюда нефть вез, если б она была убыточная? Так у нас нефти убыточной хватает. Не надо никуда ехать. Россия зальет завтра нефтью. Но мы, переработав по той цене, которую Россия нам предложила, окажемся не просто в тупике, а в яме…
Поэтому я по миру начал искать нефть. И мы ее нашли. 10 млн. тонн в год самой качественной нефти «Санта-Барбара», легкой нефти… Подчеркиваю, рентабельной нефти. Это наука всем, кто пытается с позиции силы разговаривать с Беларусью», — заявил Лукашенко.
В октябре Белорусская нефтяная компания и венесуэльская PDVSA заключили соглашение на поставку 30 млн. тонн нефти в 2011-2013 годах. Но, похоже, в связи с переходом на своп-схемы, до Беларуси эта нефть не дойдет. Большая вероятность, что на белорусские НПЗ будет поступать нефть из Азербайджана.
Напомним, такая возможность обсуждалась между Александром Лукашенко и президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнагом Абдуллаевым еще в ноябре.
«Вы выигрываете десятки долларов на одной тонне, мы также выигрываем. Я думаю, это вполне естественно. Речь идет о прокачке вашей нефти на наши заводы по нефтепроводу Одесса-Броды с выходом на «Дружбу», — конкретизировал Лукашенко интересы Беларуси.
Белорусская нефтяная компания и Государственная нефтяная компании Азербайджана уже ведут переговоры о поставках нефти по своп-схеме с использованием нефтепровода Одесса-Броды уже с 2011 году, отмечают белорусские СМИ.
Использование трубопроводного транспорта для поставок сырья с финансовой точки зрения наиболее выгодно по сравнению другими каналами поставок. Это подтвердила и пробная прокачка российской Urals по Одесса-Броды в ноябре. По словам Владимира Семашко, такой способ транспортировки позволит Беларуси экономить 30 долларов на тонне нефти.
Азербайджанская сторона также заинтересована в поставках нефти по Одесса-Броды в Беларусь. Как заявил белорусским СМИ руководитель Бакинского Центра экономического и социального развития Вюгар Байрамов, «поставка азербайджанской нефти в Беларусь сейчас кажется более реальной, нежели прежде, и последние переговоры показывают, что это сотрудничество сулит большие возможности».
Беларусь оказалась в сфере интересов Азербайджана в связи с планами по наращиванию экспорта нефти в Европу. Вюгар Байрамов пояснил, что возможности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому сейчас осуществляются поставки азербайджанской нефти, используются полностью. А производство нефти постоянно растет.
По его словам, в 2009 году в Азербайджане было произведено 50,3 млн. тонн нефти, из них 44,4 млн. тонн было экспортировано. В 2010-11 годах ожидается увеличение производства нефти. Особенно возрастет добыча, начиная с 2014 года.
В связи с этим встал вопрос о поиске альтернативных нефтепроводов, и Одесса-Броды как раз подходящий канал для наращивания экспорта нефти в Европу. Правда, как отмечают эксперты, условием эффективных поставок нефти в Европу станет достройка нефтепровода до польского Гданьска.
Вюгар Байрамов между тем отмечает, что «прежде чем этот проект заработает, нужно провести физическое исследование для выявления продуктивности нефтепровода Одесса-Броды, определить экономическую рациональность проекта, установить, в какие страны целесообразно поставлять по нему нефть».
По его словам, для рентабельной работы нефтепровода необходимо, чтобы объем прокачиваемой нефти составлял не менее 7 млн. тонн. Для того чтобы нефтепровод работал рентабельно и на первичной стадии, требуется перекачать 10 млн. тонн нефти.
«Если в текущем году посредством нефтепровода Одесса-Броды будет перекачана нефть, то Азербайджан будет в состоянии поставить 6 млн. тонн. Через два года Азербайджан сможет отправить в Европу 10 млн. тонн нефти», — заявил Байрамов. Вместе с тем он не уточнил, сколько нефти из этого объема может быть поставлено в Беларусь.
В то же время Байрамов подчеркнул, что по качеству азербайджанская нефть лучше венесуэльской. «И поэтому один баррель азербайджанской нефти дороже барреля венесуэльской нефти на пять долларов», — отметил он. Это значит, что одна тонна азербайджанской нефти будет обходиться Беларуси примерно на 36 долларов дороже венесуэльской.
Как отмечает Вюгар Байрамов, цена будет напрямую зависеть от тарифов на транзит: «Азербайджан не заинтересован в увеличении транзитных расходов и стремится к тому, чтобы его нефть была дешевле российской. И последние подсчеты говорят о том, что если проект нефтепровода реализуется, нефть, экспортируемая по нему, будет дешевле российской».