Главной сенсацией европейского турне президента Венесуэлы Уго Чавеса стало подписание загадочного контракта с Белоруссией на поставку 30 миллионов тонн нефти в течение следующих трех лет с возможностью продления сотрудничества еще на два столетия.
В газете «Белорусские новости» опубликован материал о новой большой «нефтяной игре», посвященный подписанию нефтяного контракта между Белоруссией и Венесуэлой, а также о том что у Белоруссии, во всяком случае, сейчас, не хватит товаров и услуг для покрытия подобных сделок.
Минск неоднократно грозился завезти в следующем году 10 миллионов тонн латиноамериканского сырья, эти декларации больше походили на пиар, сообщает AZE.az.
Ведь товаров и услуг, которыми Минск оплачивает по бартеру венесуэльские поставки, едва хватит на 2 миллиона тонн в этом году и, возможно, на 5-7 миллионов в 2011-м. Это при условии, что будут утверждены все предложенные Минском проекты, а Венесуэла предоставит обещанную на год нефть сразу — в виде аванса.
Так, может, все-таки пиар? Вряд ли. Контракт — это уже не популистские выкрики с трибуны, да и действия украинской стороны свидетельствуют о том, что Киеву были предоставлены убедительные доказательства серьезности белорусско-венесуэльского сотрудничества. Тогда откуда такие объемы?
Этим вопросом и задается издание «Белорусские новости». По мнению газеты, ответ на него кроется в соглашениях, подписанных попутно с сенсационным контрактом о поставках нефти. В частности — о сотрудничестве в нефтеперерабатывающей отрасли. Согласно договоренности, стороны создают совместные предприятия по импорту сырья в Беларусь, а также по реализации нефтепродуктов, в котором 75% принадлежит Уго, а 25% — его белорусскому другу. Другими словами, Венесуэла продает Беларуси нефть за четверть цены, получая в качестве компенсации соответствующую долю в реализации нефтепродуктов.
И хотя прибыль Минска на тонну импортированного сырья от этого уменьшается, но полученные в результате сделки объемы поставок предоставляют определенные выгоды. В частности, при переговорах со странами-транзитерами.
Среди наибольших затрат трансокеанского пути танкеров из Венесуэлы — проход через Босфор и Дарданеллы. Резонно опасаясь экологических последствий в случае аварии танкера в турецких проливах, Анкара постепенно поднимает тарифы за морской транзит до запретительного уровня.
После экологической катастрофы в Мексиканском заливе турецкое правительство предупредило, что в ближайшее время будет создан страховой фонд, в который нефтеконцерны, заинтересованные в транзите, должны вносить существенные суммы, до нескольких миллиардов долларов, — для ликвидации последствий возможной аварии в Мраморном море.
Во время своего недавнего визита в Анкару Александр Лукашенко, по всей видимости, договорился с турецким правительством проработать возможность замены этого взноса поставками белорусской сельскохозяйственной техники. Не исключено, что таким же путем могут снизиться и транзитные платежи.
Еще больших успехов удалось достичь на украинском фронте. В частности, президент Украины Виктор Янукович пообещал «в ближайшее время перейти к транспортировке белорусской нефти по трубопроводам». Правда, по каким трубопроводам, так и не сказал. Ведь вероятность постоянного использования для этой цели трубопроводов Одесса-Броды-южная «Дружба», по которым Киев пообещал совершить в ноябре пробную прокачку 80 тысяч тонн венесуэльской нефти из Одессы в Мозырь, близка к нулю.
Дело в том, что такой маршрут предполагает фактически «разворот» трубопровода, что означало бы прекращение поставок российской нефти в Чехию, Словакию и Венгрию. Излишне говорить, что на такое Москва и Киев вряд ли пойдут.
Пробная прокачка в ноябре возможна по той причине, что до конца года южная ветка «Дружбы» простаивает. Российские нефтяные компании уже прокачали через Украину все запланированные на этот год объемы. Но со следующего года поставки возобновятся, и трубу придется «развернуть» обратно. Да и доходы от транзита российской нефти через нефтепровод Одесса-Броды Киеву терять не с руки.
Акция с пробной прокачкой из Одессы в Мозырь имеет значение для Киева в плане давления на Москву. Российские нефтяники с каждым годом уменьшают объемы транзита через Украину и требуют снижения транзитных платежей. На данный момент стороны ведут жесткие переговоры об условиях поставок в 2011 году.
Но не менее важен и практический момент. Вероятнее всего, истинная цель пробной прокачки из Одессы в Мозырь — оценить экономику планируемого маршрута доставки нефти в Беларусь через Приднепровские Магистральные Нефтепроводы (ПМН). Ведь в этом году «Укртранснафта» начала изучение технико-экономического обоснования строительства перемычки между ПМН и белорусской веткой нефтепровода «Дружба» — от украинского города Кременчуг до белорусского Мозыря.
Для того чтобы ускорить решение вопроса, в Киев слетал Уго Чавес. Венесуэльский лидер, похоже, не только убедил своего украинского коллегу в стабильности поставок в Беларусь, но и поманил жирным пряником — допуском «Нафтогаза» к разработке венесуэльских нефтяных месторождений.
Впрочем, вряд ли ему пришлось долго уговаривать Януковича. Ведь на днях ожидается завершение строительства российского нефтепровода БТС-2, который сможет качать нефть в обход как Беларуси, так и Украины. Расширение уже существующего маршрута из Сибири в балтийский порт Приморск позволит Москве если не полностью отказаться от транзита через эти страны, то, при желании, кардинально его сократить.
Строительство же перемычки Кременчуг-Мозырь позволит не только дешево доставлять венесуэльскую нефть в Беларусь, но, главное, — откроет трубопроводный коридор из Черного моря в Балтийское для каспийской нефти. Киев и Минск, таким образом, смогут в перспективе компенсировать утрату части транзитных платежей от России за счет прокачки нефти из Азербайджана и Казахстана.
Сопротивление Москвы этому плану тоже не нужно переоценивать. Во-первых, Путина, Лукашенко и Чавеса связывают более тесные узы, нежели декларации о дружбе народов. С 2007 года Конгресс США проводит расследование о поставках в Венесуэлу российских вооружений при посредничестве Беларуси. Кроме того, комитет Конгресса не исключает, что при посредничестве Беларуси и Венесуэлы Москва поставляет незаконные ядерные технологии Ирану.
Но главное, считает издание, экономические потери российских нефтяников от появления в Северной Европе каспийских конкурентов не столь велики. Избыточный потенциал нефтяного экспорта Азербайджана и Казахстана на ближайшие годы оценивается в 20-30 миллионов тонн в год, что не окажет существенного влияния на ценообразование. В то же время, согласно оценкам экспертов, нефтедобыча в России начнет сокращаться. А новые месторождения в Восточной Сибири предназначены не для Европы, а для Китая.
При общей нежелательности появления черноморско-балтийского коридора для Москвы, будучи поставленным перед фактом, Кремль может увидеть в этом даже определенную выгоду. Если Киев и Минск будут иметь дополнительный источник транзитного дохода, они могут легче отнестись к неизбежному сокращению прокачки через свою территорию российской нефти. Вместо того, чтобы оправдываться, Кремль получит возможность предъявить транзитерам определенные претензии, разыграв роль обиженного. И, по крайней мере, нейтрализовать попытки Минска и Киева в ответ на сокращение объемов прокачки российской нефти повысить транзитные ставки.