Вслед за Азербайджаном снижены рейтинги и других нефтяных стран.
Как передает AZE.az, недавно мы отмечали, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило долгосрочные кредитные рейтинги Азербайджана в национальной и иностранной валютах с BBB-, последней ступени инвестиционного уровня, до «мусорного» уровня BB+ на фоне обвала цен на нефть, пишет haqqin.az. Это было первое снижение за время рейтингования Азербайджана, хотя прогноз изменения рейтинга и остался «стабильным». Причину изменения рейтинга агентство объяснило продолжением снижения цен на нефть, поэтому оно прогнозировало дефицит бюджета страны до конца 2018 года.
Тогда некоторые местные эксперты пытались объяснить такой подход предвзятым отношением агентства к стране, но как показали дальнейшие события, дело не в одном Азербайджане, а в нефти. Так, то же агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте на уровне "BB+" с сохранением уже "негативного" прогноза, одновременно ухудшив оценку роста ВВП страны. Рейтинг Казахстана также был снижен с "BBB" до "BBB-" c "негативным" прогнозом. В стране сохраняются риски инфляции, давления на обменный курс национальной валюты, а также стабильности банковского сектора страны.
Но и это еще не все. S&P одновременно объявило о снижении суверенных кредитных рейтингов стран Персидского залива – Бахрейна, Омана и Саудовской Аравии, а также Бразилии и Казахстана. Так, рейтинг долговых обязательств Саудовской Аравии понижен на две ступени в иностранной валюте с уровня "А+" до "А-", рейтинг долговых обязательств в национальной валюте был снижен с "А-1" до "А-2". Прогноз по рейтингу "стабильный". Кстати, это уже второе понижение кредитной оценки для Саудовской Аравии со стороны S&P, до этого рейтинг страны был снижен в октябре прошлого года.
Казалось бы, Саудовская Аравия богатая страна, с огромными валютными резервами. Но цены на нефть продолжают снижаться с момента последней переоценки агентством рейтинга страны в октябре прошлого года. И снижение цен на нефть окажет существенное и длительное влияние на фискальные и экономические показатели Саудовской Аравии. При всем богатстве страны, зависимость от нефти у нее очень высокая. И по последним оценкам ожидается, что рост реального подушевого ВВП страны будет ниже, чем у ее конкурентов, а долговая нагрузка правительства в 2016–2019 годы будет ежегодно увеличиваться на 7% от ВВП. А это уже должно заставить призадуматься власти этой страны.
Кроме того, в S&P снизили рейтинги Бахрейна и Бразилии. Подтвержден лишь рейтинг Катара.
И если бы S&P было одиноким в своем суждении, то вновь можно было бы подвергнуть его выводы сомнениям. К сожалению, это не так. Другое международное рейтинговое агентство Moody's ухудшило прогноз по спаду ВВП России в 2016 году до 2,5% против снижения ВВП на 1% по предыдущему прогнозу. Пересмотр прогноза также вызван снижением цен на нефть. Правда, в отличие от Азербайджана, на результаты такого прогноза повлияло также применение правительством России дополнительных мер по ужесточению фискальной политики в целях сдерживания роста государственного долга.
Кстати, и Moody's коснулся не только России. Оно также ухудшило прогноз на этот год динамики ВВП Бразилии, Саудовской Аравии и даже ЮАР. А все – из-за снижения цен на нефть.
Итак, Standard & Poor's понизило рейтинги не только Азербайджана, но и других основных нефтедобывающих стран. При этом оно указало на негативные последствия более глубокого, чем ожидалось, падения цен на нефть для финансовой системы этих стран. Согласно последнему прогнозу агентства, в текущем году средняя цена барреля нефти Brent составит 40 долларов, а в 2017 году – 50 долларов. Хотя еще осенью прошлого года оно полагало, что Brent будет стоить в среднем 55 долларов за баррель в 2016 году и подорожает до 70 долларов к 2018 году. И, словно специально для сомневающихся S&P уточняет, что подтверждение и пересмотр рейтингов связаны исключительно с ухудшением прогноза цен на нефть. Более того, в агентстве уверены, что недавнее соглашение между основными нефтедобывающими странами о стабилизации добычи нефти на уровне 11 января не приведет к повышению цен на нефть.