Уже несколько месяцев шла наша переписка с редакцией российской газеты «Совершенно Секретно», по поводу одного материала в ее декабрьском 2011 года номере. Речь идет о статье «Фантомная боль Большой страны», в колонке Владимира Кючарянца под авторством Сергея Кузнецова, посвященной спитакскому землетрясению в декабре 1988 года в Армении.
Присоединяясь к боли армянского народа, азербайджанского населения Армении и других национальностей, переживших спитакское землетрясение, тем не менее, мы были в прямом смысле возмущены ложью и открытой пропагандой ненависти, имевшей место в этом материале на страницах «Совершенно Секретно».
Учитывая, что «Совершенно Секретно» продается и читается в Азербайджане, думаем, будет уместным напомнить о содержании статьи пары Кючарянца-Кузнецова, после чего наш читатель сам решит, стоит ли далее покупать газету, на страницах которой идет неприкрытая антиазербайджанская пропаганда? Как минимум мы надеемся, что после нашего материала, азербайджанская общественность будет направлять письма протеста в редакцию «Совершенно Секретно» (E-mail: [email protected]), которая сперва обещала нам разобраться в этом вопросе. Но потом по непонятным причинам в «Совершенно Секретно» набрали в рот воды, и повели себя далеко не этично и даже незаконно, не давая азербайджанской стороне разместить ответный материал на измышления Кючарянца-Кузнецова.
В частности, в материале «Фантомная боль Большой страны» приводится эпизод про хирурга-героя, который сутки напролет оперировал пострадавших армян, а когда привезли его раненную дочь, то сказал что пусть, она подождет, пока дойдет до нее очередь. В итоге дочка умерла на руках своего отца – хирурга, который, выполняя свой человеческий и профессиональный долг, пожертвовал даже самым близким для себя человеком. Так вот этот хирург был азербайджанец – капитан Мамедов, про героизм которого рассказывали русские военные и спасатели. Но об этом авторы материала в «Совершенно секретно» решили умолчать, поскольку весь тон их статьи построен на ложных обвинениях в адрес азербайджанского народа.
К примеру, далее в материале идет ложь о том, что в Азербайджане ликовали по поводу произошедшего в Армении землетрясения, при этом со ссылкой на военного коменданта Тягунова, который уже неоднократно опровергал эту ложь.
Далее автор пишет, что из Азербайджана поступали поезда с надписью «Поздравляем с землетрясением». Это вообще что-то новое и за такую чудовищную ложь, ее автору придется отвечать если не на этом, то на том свете уж точно…
Затем ничего не сказано о том, что 11 декабря в районе Ленинакана (Гюмри) разбился военно-транспортный самолет ИЛ-76 азербайджанской авиации на борту которого находились 50 азербайджанцев, 13 лезгин, 11 русских, 2 татарина, армянин и еврей. Они летели на помощь пострадавшим от землетрясения армянам, и все, кроме одного погибли. В живых остался лишь Фахраддин Балаев, который находился в кабине грузовика на борту самолета. Вокруг дымящихся останков самолета собралась огромная толпа армянских националистов и только ценой потерь со стороны оцепивших место катастрофы подразделений Советской Армии, удалось спасти Фахраддина — единственного уцелевшего пассажира с переломанным позвоночником.
На следующий день, в ночь на 12 декабря при подлете к Еревану так же потерпел крушения югославский военно-транспортный самолет Ан-12 с грузом помощи пострадавшим от землетрясения в Армении. Экипаж из 7 человек погиб. Самолет летел по международной трассе Югославия-Болгария-Турция-СССР. В связи с тем, что югославский Ан-12 летел транзитом через Турцию, армянские националисты угробили его около Еревана, ошибочно приняв за турецкий самолет. В районе аэропорта метеоусловия были нормальные. Диспетчерская связь с самолетом поддерживалась на английском языке. Но неожиданно прервалась при заходе самолёта на посадку в ереванском аэропорту. Самолет упал в 12-13 км от аэропорта Звартноц.
Возвращаясь к истории про самоотверженного хирурга-азербайджанца, приведем свидетельства российской стороны. Так уж повелось, что армянская пропаганда сразу же ставит под сомнение любые доводы, которые выдвигаются азербайджанцами. Памятуя об этой характерной черте армян, мы связались с еще одним участником ликвидации последствий землетрясения в Армении, известным российским журналистом, работающим ныне в газете «Завтра» Владиславом Владиславовичем Шурыгиным. Мы попросили его ответить всего на один вопрос: Видел ли он в пострадавших от землетрясения городах Армении азербайджанцев, спасавших армян?
«Конечно, азербайджанцы там были. Поскольку я был тогда там по военной линии, то видел очень много офицеров и прапорщиков-азербайджанцев, оказывавших пострадавшим посильную помощь», — сказал В. Шурыгин.
И, наконец, самое главное. В интервью генерал Тараканов рассказал о хирурге-азербайджанце: «В полевом госпитале в Ленинакане работал хирург-азербайджанец, капитан по званию. К сожалению, я не помню сейчас его имени, но он проходит по моим спискам. Так вот, он днями и ночами напролет проводил операции, спасал пострадавших от землетрясения армян. И вдруг ему сообщают, что в операционную привезли его дочь, извлеченную из-под завалов. И знаете, что он сделал? Он сказал, чтобы его дочь была помещена в общую палату и ждала своей очереди, а сам продолжал оперировать раненых армян. К сожалению, когда подоспела очередь его дочери, она скончалась прямо на операционном столе. Это был герой-азербайджанец».
Владислав Шурыгин был знаком с этим человеком и даже проговорил с ним всю ночь! Вот что он рассказал об этом, без преувеличения, герое.
«В госпитале Ленинакана служил хирургом офицер-азербайджанец. Если память не изменяет мне, его фамилия была Мамедов. Его несколько раз пытались избить. Начальнику госпиталя в открытую говорили, уберите из госпиталя азербайджанца. Мы всё равно не позволим ему здесь жить.
Когда ударила стихия, он уже через полчаса встал к столу и почти двое суток от него не отходил. Бросить больных и спасать своих он не мог, не позволяло чувство долга. В госпиталь принесли девочку с тяжёлым переломами и кровотечением. Он оперировал её четыре часа. Вернул с того света. Родители бросились к нему со слезами благодарить и заговорили с ним по-армянски. Он сказал, что не понимает. Отец спросил, кто ты по национальности? Он сказал, что азербайджанец. Тогда отец плюнул на пол, развернулся и ушёл.
А подведя итоги, надеясь, что в составе редакции «Совершенно Секретно» все-таки есть люди чести и слова, обращаясь к ним напоминаем, что тема землетрясения в Армении, является и болью азербайджанского народа, поскольку азербайджанские села и их население в Армении пострадали, так же как и армяне. Но азербайджанцам не оказывали помощь, мало того, на фоне страшного землетрясения продолжилось изгнание азербайджанцев из Армении, в результате которого свыше 200 000 азербайджанцев были вынуждены покинуть свои родные земли и переехать в Азербайджан. Мало кто знает, что французские спасатели сбежали из Армении, поскольку их нервы не выдержали, когда они нашли десятки трупов азербайджанских детей, замурованных армянскими националистами в печные трубы еще до землетрясения 7 декабря 1988 года. Ведь начиная с 1986 года в Армении шло насильственное изгнание азербайджанцев, которых убивали, сжигали и пытали не жалея ни стара, ни млада.Именно поэтому старая армянка, уже после землетрясения, ходила по развалинам и шептала; «Это Бог наказал нас за изгнание турок (азербайджанцев)»… Но не будем углубляться в эту тему, поскольку нашей целью не является разжигание ненависти и усложнение и так непростой ситуации в армяно-азербайджанском конфликте.
Надеемся, что редакция «Совершенно Секретно», выскажет свою реакцию и ответ по поводу нашего материала, со своей стороны мы готовы подготовить статью с многочисленными фактами и свидетельствами очевидцев по событиям после землетрясения в Армении, и будем рады, если этот материал появится на страницах «Совершенно Секретно».
С уважением:
режиссер-киновед Аяз Салаев, журналист Бахрам Батыев и политический обозреватель Ризван Гусейнов