«Карабахский конфликт будет с нами еще очень долго», – заявил политолог Нейл Макфарлейн.
Как передает AZE.az, профессор факультета международных отношений Оксфордского университета, эксперт по вопросам России и Южного Кавказа, доктор политологии Нейл Макфарлейн в интервью Первому Информационному рассказал о перспективах урегулирования Карабахского конфликта, и о возобновлении военных действий на линии соприкосновения.
Политолог довольно пессимистичен не только с точки зрения окончательного урегулирования проблемы, но и снижения напряженности и стабилизации ситуации в зоне конфликта. У Нейла Макфарлейна нет никаких ожиданий от посредников Минской группы, и считает, что сопредседатели уже сказали то, что должны были сказать. А остальное зависит от конфликтующих сторон. «В конце концов, стороны конфликта должны достичь соглашения, что хотят мира и готовы к компромиссам».
По его словам, Минская группа не достигла серьезных результатов, начиная с 1992 года. В конце концов, было бы справедливо спросить, насколько реально сотрудничество в Минской группе. Результаты строго минимальны: «Возможно, хорошо, что у нас есть Минская группа, но серьезных результатов нет. Решение этого Карабахского конфликта крайне сложное. Внешние силы могут помочь, но, в конце концов, стороны конфликта должны достичь согласия, что хотят мира и готовы к компромиссам. Но я не знаю, какие компромиссы будут. Я считаю, что Россия тоже не в том состоянии, чтобы навязать мирное решение».
В данный момент очень важно принять меры в направлении создания механизма расследований и снижения напряженности на линии соприкосновения, отметил эксперт.
«Что касается конфликта, то я считаю, что столкновения на некоторое время прекратятся. Люди отступят, и начнут смотреть на то, что происходит, оценивать ситуацию. Если не будет прогресса в направлении снижения напряженности, то это вновь повторится. Возможно, это скорее надежда, нежели прогноз, но я не думаю, что одна из сторон сегодня заинтересована в том, чтобы начать новую, настоящую войну. Они просто маневрируют», – отметил он.
По его словам, Россия находится в довольно странном положении. С одной стороны, она является одним из посредников урегулирования конфликта, а с другой стороны, продает оружие обеим конфликтующим сторонам: «Это очень странно и парадоксально. Не думаю, что продажа оружия способствует устранению напряженности в зоне конфликта. Если бы я был русским, то сказал бы, что целью продажи оружия обеим сторонам является сохранение военного равновесия. Если сохраняешь военное равновесие, в таком случае, ни одна из сторон не будет стремиться к возобновлению войны. Возможно, этот аргумент имеет какие-то основания, но Россия продает сторонам наступательное оружие, которое способствует дестабилизации ситуации. Следовательно, я не думаю, что то, что делают русские, помогает стабилизировать ситуацию в зоне конфликта. Возможно, Россия своим поведением обострила ситуацию, но они не спровоцировали конфликт, конфликт ждал возгорания».