Пока внимание мира было приковано к переговорам в Милане по газовому конфликту между Москвой и Киевом, на постсоветском пространстве происходят серьезные перемены.
В частности, с 1 января 2015 к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) присоединится новый член – Армения. Кыргызстан и Таджикистан, похоже, готовятся.
Год назад Армения думала подписывать соглашение об Ассоциированном членстве с Евросоюзом, но этому воспротивился президент России Владимир Путин. По мнению политологов и утечек в прессе, на президента Армении Сержа Саргсяна было оказано жесткое давление с тем, чтобы его страна вступила в пророссийский блок.
Были угрозы прекращения поставок оружия по субсидированным ценам и ослабления поддержки по Нагорному Карабаху. Путин грозил расширением продажи оружия Азербайджану, ограничением прав трудовых мигрантов и повышением цен на газ.
Но это не всё: еще 29 мая Россия, Белоруссия и Казахстан подписывали документы по ЕАЭС, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев воспротивился членству Армении в ЕАЭС. При этом он процитировал письмо от главы Азербайджана Ильхама Алиева, который выступил против того, чтобы вместе с Арменией в объединение вступал Нагорный Карабах.
Как передает AZE.az со ссылкой на информационный интернет-ресурс «Голос Америки», Назарбаев заявил, что вступать в ЕАЭС могут лишь страны в рамках признанных государственных границ. В конце сентября появилась новость о том, что Армения поддалась давлению Казахстана и оставит Нагорный Карабах за рамками ЕАЭС. Это не просто противоречило более ранним заявлениям Еревана, но и шло вразрез с позицией большинства армян.
Получается, что Армения озаботилась усилением своей безопасности через членство в ЕАЭС, но, возможно, должна будет принести в жертву самое дорогое: свой контроль над Карабахом, оплаченный кровью тысяч жертв. В процессе вступления Армении в ЕАЭС с мая по октябрь отсрочки следовали за отсрочками. Изменение статуса Армении до полного членства в ЕАЭС произошло 10 октября – без Карабаха.
Путин принял позицию двух нефтедобывающих, тюркских и номинально мусульманских государств: Азербайджана и Казахстана – против позиции традиционного союзника России – Армении, которая вошла в блок без Нагорного Карабаха.
По мнению вашингтонских экспертов по постсоветскому пространству, теперь президенту Путину нужно компенсировать свою роль в конфликте на/в Украине урегулированием по Нагорному Карабаху, но реализовать ему эту задачу, однако, мешает президент Армении. Источники в Москве говорят, что Саргсян уже «достал» Путина и раздражает его своей неуступчивостью.
Россия хотела бы, чтобы Азербайджан отошел от своих прозападных позиций, а для этого нужно, чтобы Армения отдала несколько районов из коридора (в Карабах), а потом реально подошла к окончательному решению вопроса.
Стратегическая цель урегулирования для России: вступление Азербайджана в ЕАЭС. Для этого Москва должна будет вернуть Нагорный Карабах Азербайджану, иначе он не пойдет на переориентацию вектора своей политики на Москву. А Саргсян и карабахский клан становятся препятствием для реализации этого сценария.
Несмотря на уверения российской прессы в обратном, Запад не пытается торпедировать евразийские проекты Кремля. В Вашингтоне и Брюсселе практически больше нет того глубокого понимания геополитики, каковое демонстрировали Генри Киссинджер, Збигнев Бжезински, или покойный зам. Госсекретаря Ричард Холбрук. Россия становится все более гегемонистской и агрессивной, но даже после конфликта в Украине, в администрации Обамы, похоже, говорят – «ну и что?»
В случае членства Армении, Беларуси и Казахстана не видно ничего, что предполагало бы противодействие Запада, а негативная позиция Вашингтона по Азербайджану упорно толкает эту стратегически важную страну с прозападными симпатиями и светской элитой, в объятия Москвы, Тегерана и Анкары.
На мой взгляд, отсутствие серьезной военной поддержки США и НАТО подталкивает Тбилиси не просто к диалогу с Москвой, но к дальнейшему ослаблению стратегической позиции уже «урезанной» Грузии. А в это время Абхазия и Южная Осетия, равно как и Приднестровье, становятся кандидатами на членство в ЕАЭС.
Ирония заключается и в том, что, несмотря на мощную армянскую диаспору в Америке, у США в Армении всегда были очень скромные достижения. Это улица с односторонним движением. США хотят урегулирования по Карабаху, а Армения сопротивляется.
Я не могу припомнить, что выиграли США в Армении. А вот Армения получила очень многое, включая сотни миллионов долларов помощи и поправку 902, ограничившую помощь Азербайджану. Так что за последние 20 лет в выигрыше были Армения и Ереван.
Но пока эксперты судят и рядят о ЕАЭС, геополитическая карта региона меняется. «Исламское государство» – страшная угроза для Армении и России, особенно на Северном Кавказе. Если подходить объективно, с точки зрения госинтересов Российской Федерации, то нынешнюю антизападную кампанию Москва должна будет сворачивать, а не то останется один на один не с «братьями»-украинцами, православными, русскоговорящими восточными славянами, а с убийцами из ИГИЛ, в рядах которых воюют многие выходцы с Северного Кавказа и стран СНГ – более двух тысяч человек.
Если эти «бойцы» вернутся на Кавказ, воевать с ними придется всем: грузинам, армянам, азербайджанцам – и русским. Понятие «дружба народов» вернется, но уже на совсем новом уровне.