«Изменение статус-кво в ближайшее время – один из самых правильных путей для обеспечения стабильности и спокойствия во всем регионе. Если сопредседатели Минской группы выступают с подобными заявлениями, то это означает, что они, взявшие на себя определенные обязательства, не в силах выполнить его».
Как передает AZE.az, Президент Азербайджана Ильхам Алиев призвал прекратить обвинять Баку в неразрешенности карабахского конфликта. «Это по меньшей мере несправедливо», – сказал он на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2016 года. Так глава государства отреагировал на ряд заявлений, прозвучавших в последнее время в контексте урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.
Об этом пишет «Независимая газета».
Заявлений в последние дни немало. Некоторые из них взаимоисключающие. Сначала пищу для бурных дебатов дал госсекретарь США Джон Керри, отметивший, что на сегодняшний день карабахское урегулирование не представляется возможным по причине отсутствия условий для преодоления конфликта между Азербайджаном и Арменией. По его словам, «в сегодняшнем мире есть некоторые замороженные конфликты, в частности конфликт между Азербайджаном и Арменией, в которых в настоящее время не просматривается возможность урегулирования прежде всего потому, что лидеры не готовы к этому».
Столь категоричное суждение Керри в некотором смысле можно было бы связать с завершением его работы в Госдепартаменте США. Однако это обстоятельство вовсе не означало, что в Баку спокойно пропустят мимо ушей столь безапелляционное суждение.
«Как согласуется это заявление с другими? – заметил на заседании кабинета министров Ильхам Алиев. – Ведь есть тезис, неоднократно провозглашенный президентами Америки, России, Франции: «Статус-кво неприемлем». Мы приветствуем это. Правда, никакой практической работы после этих слов не проводится. Имея такое серьезное заявление, говорить, что «обе стороны виноваты», что «стороны не готовы к этому», что «этот вопрос сложнее палестинско-израильского конфликта», означает просто поддерживать захватническую политику Армении. Другого объяснения этому не может быть». По его мнению, в данные выражения должны быть внесены поправки на самом высоком уровне. В противном случае посредническая миссия здесь может оказаться под сомнением.
Однако не успели еще утихнуть страсти вокруг этой истории, как масло в огонь подлил помощник президента РФ Юрий Ушаков, фактически разделивший пессимизм госсекретаря Керри в отношении ближайших перспектив карабахского урегулирования.
Глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев в беседе с «НГ» сказал, что заявление Юрия Ушакова вызывает удивление и сожаление. А заместитель премьер-министра Азербайджана Али Ахмедов отметил, что озвучивание подобных заявлений представителем страны–сопредседателя Минской группы ОБСЕ неуместно. По его словам, каждый гражданин Азербайджана желает скорейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
«Изменение статус-кво в ближайшее время – один из самых правильных путей для обеспечения стабильности и спокойствия во всем регионе. Если сопредседатели Минской группы выступают с подобными заявлениями, то это означает, что они, взявшие на себя определенные обязательства, не в силах выполнить его», – заявил журналистам вице-премьер Азербайджана.
На этом фоне, напротив, более оптимистичными были главы внешнеполитических ведомств Турции и России Мевлют Чавушоглу и Сергей Лавров. Турецкий министр сообщил о переговорах Анкары и Москвы, в рамках которых рассматривается вопрос о выводе армянских вооруженных подразделений по крайней мере из пяти оккупированных азербайджанских районов. Лавров обратил внимание на позитивный потенциал Турции в урегулировании карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений.
Анализируя все эти заявления, местные наблюдатели считают, что налицо высокая степень неопределенности в ситуации с карабахским конфликтом. Переговоры могут быть развернуты как в сторону реального урегулирования, так и заведены в очередной глухой тупик.
В то же время они высказывают уверенность, что ход переговорного процесса, как никогда ранее, полностью контролирует Москва, ибо сегодня внимание США и Франции полностью занимают Украина и Сирия. К тому же в этих странах предстоят выборы и смена правительства.
Нормализация российско-турецких отношений, сближение позиции обеих держав по Сирии, реализация ими крупных энергетических проектов повышают роль Анкары в качестве партнера Москвы в стабилизации ситуации на Южном Кавказе, считает известный политолог Расим Мусабеков, утверждая, что это может подвигнуть вперед и карабахское урегулирование. «Другое дело, что Россия хотела бы использовать влияние Турции для того, чтобы склонить Азербайджан на неприемлемые уступки. Но в Анкаре прекрасно знают, о чем можно разговаривать с Баку, а что лучше не затрагивать», – отмечает Мусабеков. При этом он предполагает, что президент Ильхам Алиев, присутствовавший на энергетическом конгрессе в Турции, имел возможность непосредственно общаться с президентами Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом. И он осведомлен, чего можно ожидать от усилий Москвы и других посредников по мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.