Турция может попросить Азербайджан о посредничестве в отношениях с Россией.
Как передает AZE.az, «Независимая газета» публикует статью под заголовком «КАРТ-БЛАНШ. Баку в тисках конфликта между Анкарой Москвой».
«В условиях жесткого конфликта России и Турции после уничтожения турецкой стороной российского бомбардировщика большинство аналитиков словно не замечает сложности ситуации, в которую попали региональные страны, опирающиеся в своей политике и на Москву, и на Анкару. В данном случае речь идет об Азербайджане. С одной стороны, Россия – ближайший сосед и стратегический партнер, с другой – братская страна и военный союзник Турция. Предстоящий визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Азербайджан 18 февраля носит особый характер и в корне отличается от предыдущих.
В такой сложной ситуации о готовности Баку стать миротворцем заявляют не только аналитики, но и официальные лица. Так, ранее через социальные сети заместитель руководителя администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов подчеркнул следующее: «Турция является нашим близким союзником. Россия тоже является близкой и дружественной для нас страной. Азербайджан объединяют исторические связи с обеими странами. Связи с обоими государствами находятся на самом высоком уровне», – заявил чиновник.
«Есть и экономическая составляющая в призывах Баку. Товарооборот Азербайджана с Турцией составляет примерно столько же, что и с РФ. Политическое взаимодействие также находится на высшем уровне. В результате этого авторитет Азербайджана на региональной и международной арене значительно укрепился и продолжает оставаться серьезным фактором региональной стабильности. Баку активно взаимодействует со всеми ключевыми игроками региона, и любой дисбаланс может серьезно навредить этой стабильности. Отдавая себе отчет в этом, Азербайджан не прочь поучаствовать в создании конструктивных условий для российско-турецкого диалога.
Но миротворческие призывы Баку не услышали в Москве. Ибо обида российской стороны настолько глубока, что необходимо определенное время, чтобы, переборов былые чувства, сесть за стол переговоров. Да и извинения от турецкой стороны не поступили. Речь тут даже не о политических моментах, а чисто человеческих. Извинения могли бы поступить и семье российского пилота», – пишет издание.
«Сложность ситуации для Азербайджана заключается и в армяно-азербайджанском конфликте, в котором Россия выступает главным модератором, а Турция – военным гарантом в случае начала Азербайджаном военной операции по освобождению оккупированной территории. Да и напряженность на линии армяно-азербайджанского фронта дает основание полагать, что новая война за Карабах не за горами.
Хотя Турция и Россия имеют собственные подходы к решению карабахской проблемы, по целому ряду вопросов они совпадают – в частности, говорят о недопустимости сохранения статус-кво. Сохранение карабахского кризиса в замороженном состоянии не соответствует долгосрочным интересам ни Турции, ни России. Если раньше в Баку надеялись на то, что по мере реализации торгово-экономического и политического сотрудничества между Москвой и Анкарой вопрос об изменении статус-кво в карабахском конфликте встанет более остро и стороны будут вынуждены активизировать усилия по изменению ситуации, то теперь понимают, что в нынешних условиях эти надежды напрасны.
Другой театр событий – Сирия. В Баку внимательно следят за развитием сирийского кризиса, особенно когда на фоне «перетягивания одеяла» были сняты санкции с Ирана. Однако, несмотря на растущую угрозу, в том числе от «Исламского государства» (ИГ – террористическая организация, запрещенная в РФ и других странах), Азербайджан не проявлял желания примкнуть ни к одной из антитеррористических коалиций – возглавляемой Западом, Россией или Саудовской Аравией», – заявляет автор.
«Логика невмешательства диктовалась как объективными причинами, так и политическим смыслом. Во-первых, при растущем социально-экономическом кризисе и нерешенном карабахском вопросе, который в последнее время демонстрирует тревожные тенденции, вмешательство Азербайджана еще и в ближневосточный конфликт могло пагубно сказаться и на экономике страны, и на социальном климате, не говоря уже о том, что мог сдетонировать Карабах.
Во-вторых, Азербайджану было крайне трудно в период противостояния Москвы и Анкары сделать однозначный выбор. Ведь примкнув, например, к коалиции, созданной Саудовской Аравией, Баку мог сильно испортить отношения с северным соседом. Тот же принцип работал и в обратном направлении: сотрудничая с Россией по множеству вопросов, Азербайджан не мог согласиться на коалицию Москвы и Тегерана, поскольку это не только внесло бы серьезный разлад в отношения с Турцией, но и вызвало бы много лишних вопросов на Западе. Возвращаясь к предстоящему визиту Эрдогана, необходимо отметить, что аналитики выделяют два возможных сценария: либо турецкий лидер просит своего азербайджанского коллегу непосредственно выйти на упорно не желающую с ним разговаривать Москву, либо он просит Баку активизировать действия в Нагорном Карабахе, чтобы отвлечь внимание России от Сирии. Если на первое Алиев, безусловно, может пойти, то второе требует от Эрдогана очень емких предложений. Ведь в этом случае он, мягко говоря, также рискует поссориться с президентом РФ Владимиром Путиным, чего в сложившейся экономической ситуации ему очень не хочется.
Да и не стоит забывать тот факт, что в России, по неофициальным данным, живет практически столько же азербайджанцев, сколько в самом Азербайджане, а это очень серьезный фактор, чтобы не делать резких движений. Однако у некоторых моих российских коллег стали появляться отнюдь не оптимистические прогнозы, мол, Россия теряет Азербайджан. О том, что Россия теряет Азербайджан как союзника, говорят уже лет 20, но, как видим, пока так и не потеряла», – пишет издание.