Ниязов: стало ясно, что Москва ради Армении не ввяжется в войну за Нагорный Карабах

Азербайджан, имея с Грузией дружеские, и в определенной мере союзнические отношения, может соблюсти свои интересы в области военной безопасности, – отмечает политолог Ниязи Ниязов.

События лета и начала осени 2010 года со всей очевидностью показали, что геополитический вес Азербайджана на Южном Кавказе продолжает неуклонно расти. Именно по этой причине не только ведущие актеры мировой политики, но и некоторые региональные страны стремятся выстроить с Баку дружественные отношения.

Об этом, как сообщает AZE.az со ссылкой на Новости-Азербайджан, пишет доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Ниязи Ниязов.

Политическое руководство Азербайджана во главе с президентом Ильхамом Алиевым стремится расширить круг стран, имеющих с Баку не только дружественные и партнерские, но и союзнические отношения, – отмечает он.

В ряду стран, тесно сотрудничающих с АР, особое место занимает Грузия. Как известно, значительная часть азербайджанского углеводородного сырья поступает на мировые рынки именно через территорию этого государства. В свою очередь, платежи за транзит азербайджанских углеводородов являются заметным источником пополнения бюджета грузинского государства. Налицо очевидная геоэкономическая заинтересованность стран друг в друге. И на фоне этого взаимного интереса, предложения М.Саакашвили о необходимости создания конфедерации Грузии и Азербайджана, на первый взгляд, выглядят не такими уж утопическими.

Но, самым большим плюсом такого альянса, с точки зрения Баку, может быть установление полного контроля над путями, связывающими Армению через территорию Грузии с Россией. В случае воплощения этой возможности в жизнь, по еле живой экономике Армении мог бы быть нанесен серьезный урон. Кроме того, можно было бы гарантированно пресечь любые попытки доставки техники и вооружения в Армению из России в случае возобновления боевых действий на Карабахском фронте.

Естественно, реализация подобного сценария в жизнь уже сейчас вызвала серьезные опасения в Армении, которая, верная своему видению взаимодействия с соседями, начала поддерживать сепаратистское движение армян, компактно проживающих на территории Грузии. Ереван при этом не осознает, что подобная политика будет способствовать дальнейшему сближению Тбилиси и Баку даже без создания конфедерации между ними.

С другой стороны, и об этом мы говорили неоднократно, после августовской войны 2008 года между Россией и Грузией сухопутная дорога и воздушные пути, по которым в Армению из России могли бы быть переброшены значительные объемы техники и вооружения, закрыты. Более того, после недавнего визита Президента Дм. Медведева в Баку стало ясно, что Москва не станет ради Армении ввязываться в новую войну на Южном Кавказе, а значит, даже оружие в Армению по этим маршрутам оправлено не будет.

Сказанное выше позволяет нам утверждать, что уже сегодня Азербайджан, имея с Грузией дружеские, и в определенной мере союзнические отношения, может соблюсти свои интересы в области военной безопасности.

Что касается поставок в Армению через Грузию «гражданских» грузов из России и Турции, то Тбилиси, в силу ряда причин, скорее всего не будет препятствовать их транзиту через свою территорию. Во-первых, такой транзит дает хоть и небольшие, но все же поступления в бюджет грузинского государства. Во-вторых, этим бизнесом часто занимаются грузинские компании. В-третьих, грузинское руководство побоится ссориться с Западом из-за Азербайджана, перекрывая поток товаров в Армению, так как в случае возобновления войны на карабахском фронте всему, что будет направляться в РА, будет присвоен ярлык «гуманитарного груза», даже если это будут предметы роскоши для армянской элиты.

Нельзя также забывать, что конфедерация предполагает проведение практически единой внешней и оборонной политики стран участниц. Думаю, нет необходимости доказывать, что в современных условиях осуществление такой политики невозможно. В первую очередь, потому, что цели на международной арене Азербайджана и Грузии несколько разнятся. Тбилиси стремится любой ценой (в том числе скорейшим и радикальным сломом национального менталитета) интегрироваться в евроатлантическое сообщество, а Азербайджан, набирая политическую, экономическую и военную мощь, может позволить себе выстраивать равноправные отношения с различными центрами силы современного мира.

Таким образом, мы склонны считать, что холодная реакция Баку на предложения Тбилиси создать конфедерацию отражает реальное положение дел и служит интересам азербайджанского государства, но отказ от создания конфедеративного государства совсем не означает, что Азербайджан и Грузия не будут и дальше оказывать друг другу помощь во внутренней и внешней политике, скорее наоборот, мы ожидаем углубления союзнических отношений, но без той доли интеграции, которую предлагает конфедеративное государство, – отмечает эксперт.