Новая нефтяная политика Беларуси: продвижение азербайджанской и казахстанской нефти в ЕС

Энергичные усилия белорусов нашли не только замену российской нефти, но и продемонстрировали новую нефтяную геополитику.

Энергичные усилия белорусов нашли не только замену российской нефти, но и продемонстрировали новую нефтяную геополитику.

Как отмечают белорусские эксперты, при сотрудничестве с Беларусью азербайджанская и казахстанская нефть, точнее, продукты ее переработки смогут конкурировать в Восточной Европе с российскими, сообщает AZE.az со ссылкой на белорусские СМИ.

Напомним, что в канун нового, 2011 года Дмитрий Медведев заявил, что «Таможенный союз стал для России политической победой». Для Беларуси декабрьские соглашения о ЕЭП — не только политическая, но и экономическая победа».

Соглашения о Таможенном союзе, подписанные в канун нового, 2010 года, выводили за его рамки нефть и нефтепродукты, которые, как только пересекали российско–белорусскую границу, становились вдвое дороже. Подобные межгосударственные образования обычно создаются с целью защиты от конкурентов — не членов союза. Россия в прошлом году, получается, защищалась от Беларуси — соседа–партнера. Такой союзной конструкции мир не знал. В результате — весь уходящий год мы имели полутаможенный союз. Белорусская нефтехимия вынужденно порвала устоявшиеся с советских времен связи с российскими партнерами и переориентировалась на другие страны. Поставки нефти и нефтепродуктов из России упали вдвое — они были экономически невыгодны», отмечает белорусский эксперт Михаил Ковалев.

Однако Беларусь нашла выход, обратившись к азербайджанским и казахстанским поставщикам.

В итоге Россия вынуждена была изменить свою позицию и снять с 2011 года вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты на своей границе. Пошлины, как вывозные, так и ввозные, будут взиматься по внешнему контуру границы Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Полутаможенный союз превратился в полноценный Таможенный союз. Появилась возможность российскому и белорусскому бизнесу перерабатывать нефть на территории нашей страны и вместо сырья поставлять в Европу готовые продукты. Отмечу, что не только белорусские, но и российские экономисты весь год убеждали политическое руководство сырьевой России, что лучше строить не новые нефтепроводы, а новые нефтехимические предприятия (пусть даже вместе с белорусами).

«Сегодня стоит проблема раздела пошлин. В древние времена таможенные пошлины делили просто — чья граница, того и платежи. Одним Бог дал нефть, другим — границу. В современном мире пример справедливого и эффективного дележа таможенных пошлин дает Евросоюз: они идут в общий бюджет ЕС и расходуются на общие инфраструктурные проекты (обустройство границ, строительство транспортно–логистических сетей и т.п.). Думаю, в этом направлении должны двигаться и страны ЕЭП. На собранные по общей таможенной границе пошлины можно обустроить суперсовременные транспортно–логистические сети и перенаправить многомиллиардные потоки грузов между ЕС и Китаем железнодорожным транзитом до Бреста и далее автотранспортом в Европу», отмечает М.Ковалев.

Эксперт отмечает, что анализ показывает: новые механизмы взимания пошлин действительно выгодны всем: белорусскому и российскому бюджетам, белорусским и российским нефтетрейдерам и, безусловно, коллективам двух НПЗ — в Мозыре и Новополоцке. Кроме того, в прошлом году открыты новые нефтяные возможности для Азербайджана, Казахстана и, безусловно, Венесуэлы. Новые соглашения о ЕЭП им не противоречат. С другой стороны, наоборот, — они дают возможности для продвижения азербайджанской и казахстанской нефти в ЕС: соглашения по ЕЭП более тесно интегрируют российский, казахстанский и белорусский рынки услуг, а это выгодно в первую очередь России, которая имеет наиболее продвинутые сектора финансовых, страховых, консалтинговых услуг. Тем не менее для белорусов новые соглашения по ЕЭП должны добавить оптимизма в новом году — в новой экономике XXI века Беларусь становится реальным мостом между Азией и Европой.