Новое руководство МБА повторяет ошибки Джахангира Гаджиева?

Международный банк Азербайджана, кажется, не может прийти в себя после крупномасштабного кредитного скандала, когда бывшее руководство банка, войдя в преступный сговор с группой кредитных олигархов, разбазарили сотни миллионов долларов.

Как сообщает AZE.az, думалось, что новое руководство банка положит конец всем пересудам, возьмется за кардинальные реформы и в скором времени наведет здесь порядок, пишет haqqin.az. Тем более, что глава государства лично дал указания о приведении в порядок финансового состояния Межбанка, избавив его от всех грязных кредитов.

«Некоторое время в банке царила относительная тишина, если не считать некоторых кадровых изменений, что у нас считается вполне нормальным явлением – новый начальник должен расставить на ключевые позиции своих людей. Правда, некоторые пересуды были вызваны тем, что на мобильные телефоны клиентов, имеющих солидные счета, стали поступать смс-ки о готовности МБА выделять им льготные кредиты на сумму до 15 тыс. манатов. Клиенты сначала удивились было тому, откуда у банка, которому кредитные олигархи задолжали миллиардные суммы, такие средства. К тому же в последнее время другие банки сильно уменьшили количество и объемы выдаваемых кредитов. Но вскоре и об этом было позабыто.

И вот, наконец, первое сообщение о структурных изменениях. К сожалению, коснулось оно Департамента исламского банкинга, который просто упразднили. Такое решение принято руководством банка. А директор департамента Бахнам Гурбанзаде и сотрудники уволены. А ведь МБА был первым в регионе банком, внедрившем исламский банкинг, которому сулили все эти годы большие перспективы.

В сентябре 2012 года МБА объявил о запуске «исламского окна», созданного в рамках проекта по внедрению в стране исламского банкинга. Позднее решением правления МБА в банке был создан Департамент исламского банкинга. «Исламское окно» МБА приступило к обслуживанию клиентов в апреле 2013 года. С чем же это связано?

Глава пресс-службы МБА Ядигяр Джафарли подтвердил, что ликвидация Департамента по исламскому финансированию связана со структурными изменениями в банке. Но в то же время добавил, что соглашения, подписанные с международными финансовыми организациями, в рамках исламского банкинга, а также обязательства банка в этой области остаются в силе. Более того, продолжается реализация проектов в этом направлении. А специалисты, которые работали в Департаменте по исламскому банкингу, продолжают свою деятельность в соответствии с функциональным распределением.

Вроде разъяснил Джафарли причину закрытия департамента, но его разъяснения вызвали лишь массу новых вопросов. Зачем же закрывать департамент, если специалисты продолжают свою работу, а соглашения, подписанные с международными финансовыми организациями, в рамках исламского банкинга, а также обязательства банка в этой области остаются в силе? И если бы не последняя поправка о том, что эти специалисты продолжают свою деятельность в соответствии с функциональным распределением, то можно было бы подумать, что просто ликвидировали департамент. А работа его продолжается вне рамок отдельной специализированной структуры.

Не беремся сказать, кто и как воспринял эту поправку, но, скорее всего, так и произошло, и это, во всяком случае, вытекает из слов Джафарли. Но в таком случае так прямо и надо говорить. Видимо, глава пресс-службы не хочет говорить прямо, что имеет свои причины. А причину закрытия департамента при сохранении этой работы в целом и вовсе трудно понять. Ведь до последних дней работа департамента всегда ставилась в пример, а азербайджанский опыт по исламскому банкингу планировалось экспортировать в другие страны региона, в том числе и в Россию. И департамент по такой логике надо было бы расширять, а не закрывать.

Сами подумайте, портфель МБА по исламскому финансированию достигает порядка 526 млн. долларов. Таким объемом может похвастать не каждый банк страны, а их почему-то не закрывают, хотя, скажем, Центробанк еще в начале года должен был закрыть те банки, уставной фонд которых не достиг 50 млн. манатов. Поэтому совсем непонятно, зачем было закрывать Департамент исламского банкинга. В Азербайджане он о себе заявил неплохо, система исламского банкинга уже распространена и по регионам страны. Проведенные международные конференции, выступления на них иностранных специалистов показывали, что за пределами страны департамент тоже завоевал уважение.

Несмотря на все это, Межбанк все же закрыл именно этот департамент. Между тем, в соседних странах постсоветского пространства этот банкинг развивают. Не говоря уже о Казахстане, где ислам является доминирующей религией; исламский банкинг уже получил широкое распространение и в России. Здесь, как известно, ислам как религия находится на вторых ролях, но преимущества его россияне уже поняли и достойно оценили.

Возможно, новому руководству МБА просто не понравилась структура, не характерная для азербайджанских банков и созданная их предшественниками. Возможно, им просто незнакома система исламского банкинга, и они решили от него избавиться, дабы выполнить основную свою задачу, с которой прежнее руководство не справилось. Но в целом упразднять такую структуру, мы считаем, было нельзя.

Во-первых, это вряд ли получит одобрение верующих в стране, и в исламском мире в целом. А во-вторых, если данная структура не вписывалась в финансовую политику нового руководства МБА, ее можно было бы передать другому банку вместе со всеми работниками и активами. Похоже, новое руководство Межбанка не ушло далеко от клики Джанхангира Гаджиева…».