Сегодня становится очевидным, что процесс карабахского урегулирования не может быть выведен из состояния стагнации усилиями Минской группы ОБСЕ.
Конечно, Азербайджан остается приверженцем мирного разрешения затянувшегося на долгие годы карабахского конфликта, и официальный Баку вправе ожидать новых инициатив от стран-сопредседателей МГ ОБСЕ. Но в условиях, когда армянская сторона демонстративно отказывается от любых шагов по реализации т.н. «Мадридских принципов», все более реальные черты приобретает возможность силового сценария разрешения карабахского кризиса. И здесь актуальным становится вопрос о боевом потенциале азербайджанских Вооруженных Сил, которые переживают сейчас период своего кардинального обновления. AZE.az представляет своим читателям сегодня об этом беседу с генерал-майором Александром Васяком, представителем Министерства обороны Азербайджанской Республики.
Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
– Любопытная картина предстанет перед непредубежденным наблюдателем, если он сравнит нынешние высказывания официальных лиц Армении, особенно министра обороны Сейрана Оганяна, с теми, что делались год назад. Тогда армянское руководство давало понять всему миру, что Россия и ОДКБ не останутся в стороне в случае возобновления боевых действий в Карабахе, а армянские «военные аналитики» с упоением рассуждали о бесплатных поставках новейшей российской техники и безусловном участии военнослужащих 102-ой российской военной базы в возможных боевых действиях.
Более того, и содержание, и сам тон выступлений отличались крайней самоуверенностью. Тот же Оганян утверждал: «За счет имеющегося у нас боевого потенциала, по уровню подготовки наших солдат, офицеров, сил специального назначения мы готовы защищать не только свою родину, но и выполнять широкомасштабные операции за ее пределами».
Сегодня все изменилось. Армянские военные все реже вспоминают о «стратегическом партнерстве с Россией», а на хвастливые заявления о «боевой мощи армянской армии» не решаются даже словоохотливые армянские «эксперты». Как Вы можете объяснить такое внезапное изменение армянской информационной политики?
Александр Васяк, генерал-майор, представитель Министерства обороны АР:
– Существуют два аспекта этой неожиданной метаморфозы. Первый, который мы тоже внимательно отслеживаем, связан с весьма запутанным внешнеполитическим курсом Армении. Второй – с военно-политической ситуацией в регионе.
Известно, что в связи с событиями на Украине отношения между Россией и НАТО установились на исторически самом низком уровне, а на днях Генсек ОДКБ Николай Бордюжа даже сообщил о «прекращении каких-либо усилий установления контакта совместной деятельности с НАТО». И на этом фоне министр обороны Армении делает неожиданное заявление: «Наши отношения с Североатлантическим альянсом являются постоянными, те обязательства, которые обусловлены развитием сотрудничества в соответствующих сферах, останутся, и мы реализуем эти мероприятия до конца». Ответная реакция не заставила себя ждать, и в российской прессе уже появились статьи о «предательстве ОДКБ» армянскими «союзниками». Уверен, что эти странные демарши официального Еревана не останутся незамеченными Москвой.
В этом контексте позиция официального Баку выглядит несравнимо предпочтительнее. Во-первых, Азербайджан ни с кем не связан договорами в формате военно-политических альянсов. Во-вторых, наша страна, будучи политически и экономически самодостаточной, сама определяет уровень военного и военно-технического сотрудничества и с НАТО, и с другими государствами, исходя из собственных национальных интересов.
По второму аспекту, в том, что касается военно-политической ситуации в регионе, доминирование Азербайджана ни у кого не вызывает сомнений. Лидер нашей республики проявляет неустанную заботу о том, чтобы наша армия ни в чём не нуждалась, чтобы каждый военнослужащий гордился возложенной на него почетной задачей по защите своей страны. Противник прекрасно видит возросшую мощь азербайджанских Вооруженных Сил, которую мы вовсе не собираемся скрывать.
А. Синицын: – Вы имеете в виду военные учения на линии противостояния, которые, кажется, уже приняли перманентный характер?
А. Васяк: – Учения представляются обывателю как пиковый показатель – итог напряженной боевой учебы. И ее интенсивность возрастает все последние месяцы. Возросло и количество учений, тренировок, занятий в поле и на боевой технике. Конечно, азербайджанская армия обладает мощными средствами поражения, самыми современными средствами связи, наблюдения, разведки и прочее. Президентом Азербайджанской Республики, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами определена главная цель – в короткие сроки создать армию нового типа, самую боеспособную на Южном Кавказе, самую современную и самую обеспеченную всем необходимым для повседневной жизни и для выполнения поставленных им задач. В новой системе обучения, направленной на достижение высокого современного уровня боеготовности и боеспособности войск, именно учения и практические тренировки на местности с использованием штатной техники и вооружения занимают сегодня главное место. И когда граждане нашей страны видят успехи армии, знают, что личный состав во время службы занимается боевой учебой – стреляет, водит боевые машины, овладевает сложной наукой побеждать – у них растет уверенность в мощи наших ВС.
А. Синицын: – Но ведь повседневная жизнь вооруженных сил – это не только поступление новой техники и вооружения, напряженная боевая учеба, но и создание нормальных условий службы…
А. Васяк: – Конечно. Скажу совершенно ответственно, что сегодня невозможно сравнить обеспечение азербайджанской армии с тем положением, которое существовало всего лишь год назад. Я имею в виду все его виды: боевое, материально-техническое, продовольственное, медицинское, социальное в формате строгого соблюдения прав военнослужащих. Оно стало на порядок выше. Солдаты сегодня живут в прекрасных бытовых условиях, чего стоит, например, возможность принять душ, постирать в стиральной машине обмундирование, попить свежезаваренный чай, заняться спортом и проч. Особо хочется отметить ту непримиримую борьбу с коррупцией и произволом, которое высшее военное руководство ведет, невзирая на лица и большие звезды некоторых воинских начальников. Общество прекрасно знает об уголовных делах, которые открыты сейчас против ряда должностных лиц. В Вооруженных Силах сегодня нет неприкасаемых, и такой подход способствует созданию необходимого для армии морально-психологического климата, укреплению дисциплины и правопорядка. Есть правда и недоработки, за которые руководство Вооруженными Силами подвергается не конструктивной критике со стороны самозваных экспертов, а неким злобным нападкам по случаям, связанным с гибелью военнослужащих. На мой взгляд, скорбные происшествия, имевшие место на южном участке фронта, произошли по причине допущенного отставания командирами подразделений и соединений по внедрению новой системы руководства повседневной деятельностью войск и укрепления дисциплины.
Поясню свою позицию. «Солдатское радио» быстро разнесло вести, что с 2014 года в армии будет все по-новому, но командиры, выросшие при «старом» подходе к службе, в бытность, когда ничего нельзя было менять, решили не спешить внедрять эту новую систему. Вот это, на мой взгляд, и привело к чрезвычайным происшествиям. У других командиров, на других участках фронта, наоборот наблюдается снижение количества происшествий и преступлений. Уверен, что эта тенденция будет и дальше укрепляться, потому что практическая деятельность, системная работа всегда дает положительный результат. Хочу отметить, что заслуживает внимания принципиальная позиция руководства ВС по усилению воспитательной работы и укреплению дисциплины в армии. И дело даже не в том, что этим вопросам было уделено внимание на расширенной военной коллегии МО с привлечением всего руководящего состава ВС. Принятая в МО система руководства войсками не имеет одноактного характера, она не является «компанейщиной», «сезонной» работой. Наоборот, она имеет профилактический характер и запас прочности, устраняет риски и создает задел на будущее.
А. Синицын: – Раз мы уже заговорили о морально-психологическом климате, то не могу не вспомнить те назойливые заклинания о «высочайшем боевом духе армянского воина», которыми так отличались армянские пропагандисты. Сейчас они все реже о нем вспоминают. Неладно что-то в армянских ВС, если сам министр обороны приезжает на подъем в воинскую часть, а потом устраивает там разнос. Ничего бы в этом странного не было, если бы не… внешний вид Сержа Оганяна. Приехал в спортивном костюме, сам только что с постели… Давайте, попробуем сравнить уровень моральной готовности военнослужащих в азербайджанской и армянской армии.
А. Васяк: – Вообще-то, я не очень представляю, как можно министру предстать перед подчиненными в таком затрапезном виде. Но, в конце концов, это его дело. Меня больше поразило его участие в конференции по борьбе с деструктивными культами и «уличными» порядками в армянской армии. Выходит, что это является сегодня острой проблемой и в этом назрела необходимость. Собственно говоря, признание армянского министра в том, как он приходит в ужас, представляя, что оружие может попасть в руки адепта какого-либо агрессивного псевдорелигиозного течения или склонного к суициду неформала, на самом деле, свидетельствует о глубоком духовном кризисе армянского общества. В сложившейся ситуации, эти негативные явления проникают и в армянскую армию, где проявляются в самой извращенной форме.
В азербайджанских Вооруженных Силах картина прямо противоположная. Сегодня любой военнослужащий, в том числе солдат на переднем крае обороны, имеет возможность позвонить по телефону домой или в правоохранительные органы. И для этого специально установлены таксофоны. Министр обороны, начальник Генерального штаба, другие воинские начальники, постоянно пребывая в войсках, встречаются и с офицерами, и с солдатами непосредственно на боевых позициях. С ними ведут откровенные беседы, узнают об их нуждах, иногда даже не связанных со службой, всячески поддерживают их. Главным итогом таких встреч стало наше твердое убеждение – все больше и больше молодых людей хотят служить в армии, она становится для них подлинной школой жизни. А ведь и года не минуло с того дня, когда в Министерство обороны пришло нынешнее руководство. Новый качественный уровень азербайджанских Вооруженных Сил уже достигнут, а ведь мы еще только в начале пути.