Нуланд: «Формула Путина проста: интервенция за рубежом, репрессии внутри страны»

Тема сенатских слушаний по Украине: «Ответ на российскую интервенцию, поддержка демократического государства». 

Как передает AZE.az, в США состоялись сенатские слушания по Украине.  Председатель комитета Роберт Менендес сказал в начале заседания, что заявление российского министра иностранных дел Сергея Лаврова о неготовности России принять участие в дополнительных переговорах по поводу Украины демонстрирует отсутствие заинтересованности Москвы в разрешении кризиса. По словам Менендеса, США должны серьезно отнестись к возможности продолжения агрессивных действий. Тогда, подчеркивает председатель комитета, США и НАТО «должны начать приготовления к дислокации дополнительных сил в Европе».

Менендес выразил разочарование в том, что некоторые законодатели «пытаются превратить этот вопрос в тему предвыборной кампании» (напомним, что промежуточные выборы в Конгресс США состоятся в ноябре).

Сенатор-республиканец Роб Коркер подверг критике политику Соединенных Штатов в украинском вопросе. «Мне кажется, – сказал он, – мы наблюдаем в точности то же самое, что происходило с Сирией: мы громко говорим, но не действуем». 

Перед членами комитета выступили несколько представителей администрации США, сообщает Голос Америки.

Помощник Госсекретаря Виктория Нуланд появилась в Сенате после встречи госсекретаря Джона Керри с дипломатическим представителем Евросоюза Кэтрин Эштон.

По словам Нуланд, Россия не выполнила ни одного пункта соглашения, подписанного в Женеве 17 апреля. «Ни на одном уровне в Москве не было сделано публичного заявления с призывом освободить (захваченные) здания, блокпосты в восточной Украине, или сдать оружие, – констатировала она.  – Россия ответила отказом на запрос ОБСЕ послать высокопоставленных российских представителей в восточную Украину, чтобы добиться от сепаратистов выполнения женевского соглашения. Сепаратисты в Донецке и Луганске сказали наблюдателям ОБСЕ, что они не получали никаких посланий от российского руководства с призывом прекратить противостояние. Вместо этого, все попытки украинской стороны и ОБСЕ были встречены дополнительным насилием, хаосом, похищениями, пытками и смертями.

Пророссийские сепаратисты захватили как минимум тридцать пять зданий и три телевизионные и радиостанции в двадцати четырех городах. Вооруженные и организованные российские агенты появились в городах  – от Донецка до Луганска. Сепаратистам приписывают как минимум двадцать два похищения».

Ссылаясь на правительство Украины, Нуланд сообщила сенаторам об арестах людей с документами из Приднестровья, Крыма и России. «Мы уверены, – подчеркнула она, – что за этой нестабильностью стоит Россия: российские агенты обеспечивают материальную помощь, оружие, координируют действия (сепаратистов)». Виктория Нуланд напомнила в этой связи, что США не признают ни «фальшивых» референдумов в Славянске и Донецке 11 мая, ни присутствия «так называемых российских миротворцев» в восточной и южной Украине. «Россия не одурачит никого, называя своих солдат «миротворцами», – заявила замгоссекретаря. – «Россия уже использовала термин «миротворцы» для прикрытия оккупации и незаконной военной интервенции без согласия правительства страны».

По словам Нуланд, «пророссийские сепаратисты не говорят от имени жителей восточной и южной Украины: более двух третей украинцев на востоке говорят, что они планируют голосовать на выборах 25 мая и не желают,  чтобы «маленькие зеленые человечки» мешали им свободно сделать свой выбор».

Замгоссекретаря сообщила, что ОБСЕ собирается отправить на выборы в Украину примерно тысячу наблюдателей (около 10% из которых будут представлять США), и что в Киеве рассматривается возможность организации «альтернативных участков» для голосования в Славянске – в случае продолжения кризиса.

Нуланд также подчеркнула: «У народа России обманом  отобрали демократические права». «Формула Путина, – констатировала замгоссекретаря, – проста: за рубежом – интервенция, внутри страны – репрессии». «Российская экономика, – продолжала Нуланд, – уже демонстрирует, что эта модель ведет не к великой России, но к России обанкротившейся. По мнению Международного валютного фонда, в России уже, возможно, началась стагнация…. Если Путин не изменит курса, то в недалеком будущем нынешний националистический угар в России пройдет, и граждане России спросят: «Чего же мы добились? Вместо вложений в школы, больницы, науку и процветание в России, мы разбазарили наше национальное богатство на авантюры и амбиции лидера, который заботится об империи, чем о жителях своей страны».

На вопрос сенаторов, что послужит сигналом для введения новых санкций США против секторов российской экономики, Нуланд напомнила, что, как заявил  президент Обама на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель, санкции будут введены, если выборы 25 мая не состоятся из-за действий России.

Как подчеркнула Виктория Нуланд, хотя она и не уверена, что цель Путина состояла именно в этом, тем не менее, он «сделал больше для стимуляции европейского единства и желания поддержать НАТО, чем усилия в этой сфере на протяжении многих лет».

Замгоссекретаря отметила, что попытка сепаратистов заблокировать на востоке страны все, кроме российской пропаганды, – «реальная проблема».

Некоторые сенаторы выразили обеспокоенность тем, что США не оказывают украинским властям военной помощи. Представители администрации ответили, что позиция США не изменилась: кризис необходимо разрешить мирными средствами.

Заместитель помощника министра обороны Эвелин Фаркас сказала, что в Кремле, несомненно, заметили  – и были раздражены – маневрами НАТО в ответ на действия России на востоке Украины. Что касается оружия, то, как отметила Фаркас, «мы считаем, что добавить в это уравнение еще оружия – не значит изменить ситуацию». «Не то, чтобы у украинской армии нет огнестрельного оружия, – продолжала она, – мы рассматриваем их просьбы, среди их приоритетов было большое количество нелетальной помощи». При этом Фаркас признала, что просьбы Украины о помощи «намного превышают наши нынешние возможности в рамках существующих полномочий и ассигнований».

Сенатор-республиканец Джон Маккейн задал вопрос: была ли поставлена полностью хотя бы не летальная помощь – к примеру, приборы ночного видения и бронежилеты? «Нет», – ответила Виктория Нуланд, – это еще находится на стадии рассмотрения».

Перед членами комитета выступили также Дэвид Крамер, президент правозащитной организации Freedom House и  Анджела Стент, директор Центра Евразийских, Российских и Восточноевропейских исследований Джорджтаунского университета. Оба эксперта полагают, что выборы в Украине состоятся, несмотря ни на что, 25-го мая, хотя сегодня и не вполне ясно, какое количество жителей восточной части Украины сможет принять в них участие.

Что касается референдума в Славянске и Донецке, который планируется провести 11 мая, то Анджела Стент прокомментировала его так: «Наверняка голосование состоится, неясно, сколько людей проголосуют, и Россия сделает по этому поводу заявление». 

Дэвид Крамер подверг острой критике президента России. «За путинским режимом стоит сам Путин,  – сказал он.  – Его (Путина) характеризует парадоксальное сочетание высокомерия и уверенности в себе с паранойей и чрезмерной чувствительностью. Его паранойя увеличилась вследствие «цветных революций» в Грузии и Украине в 2003-2004 годах, испугавших его и породивших у него опасения, что Россия будет следующей. Его неуверенность подстегнули события в арабском мире в 2011-м году, когда он увидел, как лидеры с  похожими взглядами пали в Тунисе, Египте и Ливии. После возвращения к власти в мае 2012-го Путин начал худшее подавление прав человека с момента развала СССР».

По мнению Крамера, «парадокс – в том, что Путина беспокоит благосостояние русскоязычных жителей Крыма и восточной Украины, однако он не высказывает такого же беспокойства в отношении жителей самой России. Критики Путина в университетах теряют работу, на оппозиционеров заводят политически мотивированные дела, СМИ закрываются, в Интернете вводятся жесткие правила контроля, а антиамериканизм и антизападная пропаганда зашкаливают».   

Крамер считает абсурдными утверждения российской правящей элиты о том, что Запад и НАТО представляют угрозу для России. 

«В противоположность утверждениям некоторых западных и российских комментаторов, что в нынешней ситуации надо винить расширение НАТО, наиболее стабильными соседями Россия являются прибалтийские республики и Польша; все эти страны являются членами Евросоюза и НАТО. Путин считает НАТО самой большой опасностью, потому что (альянс) представляет демократию, прозрачность, верховенство права и соблюдение прав человека. А эти идеи идут вразрез с коррумпированной, деспотической моделью, которую Путин собирается создать в России и вдоль ее границ. Он боится, что увеличение демократии в соседних странах может привести к тому, что граждане потребуют настоящих свобод в самой России, а этого он не потерпит».

Крамер убежден, что то, как президент США отреагирует на российское вторжение в Украину, станет определяющим для двух его президентских сроков, а также для будущего Украины, России и позиции Америки в мире. «Если тиран Путин останется безнаказанным после этой неспровоцированной атаки против соседей, нарушения суверенитета и территориальной целостности страны, то доверие к США упадет до нулевой отметки. Союзники перестанут верить в нас, враги перестанут нас бояться, и мир станет гораздо более опасным местом».