Нушираван Магеррамли: сотрудники ANS несерьезно относились к предупреждениям

"Вопрос телерадиокомпании ANS найдет решение на основе закона" -заявил председатель Национального совета телерадиовещания Азербайджана

Эксклюзивное интервью «Тренда» с председателем Национального совета телерадиовещания Азербайджана Нушираваном Магерамли

– После приостановления вещания ANS руководство компании сообщило, что Совет телерадиовещания 9 раз предупреждал их, в двух случаях они оплатили штраф…

– Нет, ANS получал 11 санкций от Совета телерадиовещания, из них 9 были предупреждением, 2 – штрафом. В связи с этим 20 и 17 ноября суд Хатаинского района рассмотрел иск ANS и не удовлетворил его. Они сказали, что подадут апелляционную жалобу. Если бы ANS оплатила штраф, то квитанцию об этом они в течение 4 дней должны были представить нам.

– После приостановления вещания они должны оплатить штраф или же считается, что это теряет силу?

– После этого они должны оплатить штраф. В Азербайджане существуют законы. Сотрудники канала несерьезно относились к этим вопросам. Они не придавали значения даже предупреждениям. Думали, что предупреждение – это незначительно.

ANS транслировала футбольные матчи, где игрок получает первое предупреждение, а второй раз, когда он получает предупреждение, его удаляют из игры. Мы 9 раз предупреждали этот канал.

В законе отмечено, что если какой-либо канал не раз получает предупреждение, то Совет телерадиовещания имеет право не продлевать срок его лицензии. Два из этих предупреждений касались радиоканала в Шеки.

Когда Совет телерадиовещания рассматривал вопрос продления срока лицензии телеканала ANS, именно эти два предупреждения стали отягчающими. Два раза в предупреждениях мы написали об этом, но их поступок не к лицу никакому телеканалу, организации. Не предупредив Совет телерадиовещания, не ответив на наше обращение, они открыли свою частную радиостанцию и в течение месяца вели против нас грязную пропаганду.

О каких отношениях можно говорить после этого?

Посмотрите на договоры, подписанные ANS с BBC и радиостанцией «Азадлыг» («Свобода»). В них отмечено, что с BBC эти договоры подписаны на основе британского законодательства и только суды Британии могут рассматривать этот договор, а в договоре с радиостанцией «Азадлыг» – суды США. Хотя они вещают в Азербайджане. Я никогда строго не относился к таким вопросам, но противоположная сторона никогда не говорила на языке закона.

– Противная сторона утверждает, что после ваших предупреждений, они учли нарушения во время избирательной кампании, а также замечания по поводу радиостанции, открытой в Шеки.

– Вопрос относительно Шекинского радио длился в течение месяца – с 1 по 30 сентября. Мы смогли приостановить эту незаконную деятельность лишь 1 октября. Потом они подали в суд на нас, а за день до рассмотрения в суде отозвали свой иск. Они вели пропаганду против нас посредством своего телеканала, организовали митинг в Шеки, озвучивали такие лозунги, как «Позор Телерадиосовету!».

Какие могут быть отношения между Телерадиосоветом и ANS после подобных действий? Они думали, что можно решить вопрос, сказав подобные слова и посеяв раздор. В государственном управлении нет подобных подходов. Они мерили все настроениями 90-х годов. Однако на этот раз не удастся подойти к законам с настроением эйфории 90-х годов. Мы вступаем в новый этап.

– Получал ли телеканал плату за вещание на своей волне передач зарубежных радиостанций и перечислял ли за это налог государству?

– Это очень важный вопрос с точки зрения государственности. ANS создал впечатление, будто в Азербайджане закрыты зарубежные радиостанции. Но, в действительности, ситуация совершенно иная. Зарубежные радиостанции и теперь действуют в Азербайджане. Они будут действовать и в 2007 году.

BBC вещает в Азербайджане круглосуточно, кроме этого, они выходили в эфир примерно 2 часа на ANS и на другом телерадиоканале. Значит, они вещали 24 часа на своей волне, а также дополнительно 2 часа на других волнах. Мы приостанавливаем незаконное вещание на других каналах, но это не означает, что деятельность зарубежных радиостанций приостановлена.

Во-вторых, в Азербайджане подобное является государственным вопросом. По логике этих людей выходит, что любой канал Азербайджана может заключить договор с телеканалом, радиостанцией любой зарубежной страны, и вести вещание сколько хочет. А также наоборот. Например, завтра любой иранский телеканал может посредством наших каналов вести вещание своих передач.

О чем можно говорить с людьми, которые так думают? Они также вводят в заблуждение общественность, проводят пропаганду в искаженной форме. Я обеспокоен тем, что некоторые средства массовой информации, газеты понимают этот вопрос не так, как есть в действительности.

– Что Вы можете сказать о запрете на вещание телеканала без поступления на то официального документа?

– Мы пригласили на вчерашнее заседание по поводу лицензии ANS официальных представителей этой компании. На своей пресс-конференции Вахид Мустафаев отметил, что мы к этому вопросу отнеслись несерьезно. Но наше заседание состоялось при участии официальных представителей ANS. На нем мы сказали представителям телеканала, что на основе нашего решения с 15.00 вещание должно быть прекращено, и мы направим об этом официальный документ.

После этого процесс доведения решения Совета до компании несколько опоздал, поскольку велась работа по переписыванию стенограммы решения в протокол, его печати и отправке. Это требовало времени.

Но официальным представителям, принимавшим участие в заседании, я сказал, что они должны приостановить вещание с 15.00. Как глава Совета я пригласил их на заседание и официально сообщил им о решении. Наше решение было им зачитано. Этого не достаточно? Но, к сожалению, органы печати не знают о сущности вопроса и дают неверные комментарии.

– Почему в конкурсе на частоту ANS будет отдано предпочтение другим участникам?

– Во-первых, ANS не является правопреемником этой частоты. Я высказал эту мысль представителям ANS. Эта частота – собственность государства и не выносится на аукцион. Говорящие об аукционе выставляют на аукцион свою деятельность. Если в деятельности Совета телерадиовещания имеется этот аспект, то, пожалуйста, пусть приведут его. Мы не выносим частоту на аукцион, а объявляем конкурс. Мы не продлили срок лицензии ANS. Если мы приняли это решение, то значит, были правонарушения. Поэтому если в конкурсе примет участие другая структура, то ее шансы будут велики. То есть, допущенные в деятельности телекомпании ANS правонарушения связаны с фактом непродления ее лицензии.

– Если в конкурсе не будет альтернативных участников, то сможет ли ANS снова получить частоту?

– Об этом пока преждевременно говорить. Давайте подождем, пусть сначала будет объявлен конкурс.

– Со вчерашнего дня самым задаваемым в обществе является вопрос, откроется ли ANS? Как бы Вы ответили на него?

– Этот вопрос найдет решение на основе закона. Правильно, в законе не отмечено, может ли прекративший деятельность телеканал участвовать в этом конкурсе. Мы обсудим этот вопрос. На сегодня фактом является то, что Совет телерадиовещания не продлил срок лицензии ANS. Эта компания может получить частоту только в том случае, если в конкурсе не примут участия другие компании. Но эту мысль я высказываю только теоретически. Мы обсудим эти вопросы.