О чем думают и говорят посредники, а также что сулит Азербайджану визит Лаврова

Политолог Расим Агаев поделился своим мнением относительно хода переговорного процесса в контексте визита главы МИД России Сергея Лаврова в Азербайджан.

Как сообщает Bakililar.AZ, независимый политолог Расим Агаев в интервью “Новости-Азербайджан” поделился своим видением переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией.Все визиты сопредседателей МГ ОБСЕ в регион завершаются обещаниями скорого прорыва в урегулировании Карабахского конфликта.

Но при этом посредники не разглашают суть переговоров.

Вокруг чего сейчас идут переговоры?

В принципе, стороны дали согласие на урегулирование отношений между Арменией, Азербайджаном и Карабахом, решая второстепенные вопросы и отложив на потом ключевой вопрос – определение статуса Нагорного Карабаха.

Таким образом, пользуясь утечкой информации, можно сказать, что стороны согласны на возвращение Азербайджану пяти оккупированных районов сразу, а остальные два – через некоторое время.

Также никто не возражает против возвращения азербайджанских беженцев на оккупированные территории и в Нагорный Карабах, против разблокирования коммуникаций в зоне конфликта, разминирования этих территорий и решения других технических вопросов.Этот подход действительно эффективный, так как все стороны получают свою выгоду:

Азербайджан возвращает часть оккупированных территорий, карабахские армяне получают гарантии безопасности, так как между нами и ими встают миротворческие войска.

Сам Нагорный Карабах получает некий промежуточный статус, который некоторым образом легитимизирует те органы власти, который действуют в Ханкенди.

Но при этом Нагорный Карабах не становится субъектом международного права и никто не признает его независимость.

То есть, это тот минимум уступок, на которые могут пойти стороны и не обладая большой силой воли.

Этот процесс растянется на пять-десять лет, так как понадобятся большие финансовые вливания в этот регион для его восстановления, что займет немало времени.

После этих лет можно будет уже решать вопрос статуса, так как будут изменены обстоятельства.

А изменение обстоятельств оказывает влияние и на людей, также меняя их, исходя из диалектики.

К сожалению, этот диалектический принцип не действует на армян уже последние 200-300 лет.

Более того, в последнее время переговоры не могут сдвинуться с мертвой точки по причине новой армянской позиции в переговорном процессе, связанной с наметившимися улучшениями армяно-турецких взаимоотношений.

Если армянам действительно удастся нейтрализовать Турцию в карабахском вопросе, добившись открытия границ, то в таком случае можно будет уже совсем иначе посмотреть на урегулирование Карабахского конфликта.

Поэтому прорывов в Карабахском конфликте в ближайшем будущем ждать не стоит.

А в дальнейшем все будет зависеть от итогов мирового финансового кризиса на мировую геополитику.

Ясно одно – данный кризис сметет еще не одно правительство в мире и приведет к большим изменениям на политической карте мира.

Насколько визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Азербайджан сможет повлиять на урегулирование Карабахского конфликта?

Несомненно, вопрос урегулирования Карабахского конфликта, так или иначе, присутствует в переговорах всех уровней представителей Азербайджана с представителями соседних стран.

А с Россией он стоит особо, так как затрагивает национальные интересы России, ведь эта страна фактически несет ответственность за все, что происходит в регионе Южного Кавказа.

Но главным, на мой взгляд, на этой встрече будет не вопрос урегулирования конфликта, а контекст переговоров, связанный с теми изменениями в мировой политике, что заставляет по-новому взглянуть на роль и место России на Южном Кавказе.

Я имею в виду двусмысленность политики России в отношении Армении, практически полное отсутствие каких-либо отношений с Грузией и вроде бы лояльный Азербайджан.

В этом контексте России хотелось бы большего понимания и сотрудничества с Азербайджаном.

Тем более что предпосылки к этому имеются.

Кроме этого, сложившаяся после войны в Грузии сложная политическая обстановка вокруг России, активизация на Кавказе Турции, разразившийся мировой финансовый кризис, новая администрация в США требуют от России более динамичной внешнеполитической деятельности.

Именно с этим я связываю укрепление ОДКБ, создание Коллективных сил оперативного реагирования.

А на фоне разочарования, наступившего в отношениях между ЕС и прибалтийскими республиками, между ЕС и Турцией, также. как между ЕС и другими странами, желающими вступить в эту организацию, контекст переговоров между Россией и Азербайджаном будет намного шире, и будет содержать большое количество вопросов, а не только Карабахский конфликт.

На мой взгляд, суть переговоров будет касаться общего положения дел на постсоветском пространстве.

Здесь особое место будут занимать отношения России с Азербайджаном, Турцией и Центрально-азиатскими странами.

Может ли Россия ради сохранения лояльности Азербайджана как-то способствовать урегулированию Карабахского конфликта, надавив на Армению?

Конечно, Россия обладает определенным влиянием на руководство Армении.

Но ждать от Кремля каких-то резких шагов в этом направлении не стоит.

Другое дело, что можно добиться некоторого пересмотра Кремлем своих позиций в сторону более лояльного отношения к Азербайджану, но не более того.С другой стороны, идя на переговоры с Россией, официальный Баку сам ничего не предлагает.

А было бы полезно выдвинуть идею принуждения к миру Армении в зоне Карабахского конфликта.

Россия могла бы реально помочь Азербайджану в вопросе ограничения агрессивности Армении.

Но вопрос в том, что Москва получит взамен.

То есть, насколько далеко в этом вопросе может пойти правящая элита Азербайджана.Тем более что недавние события в Грузии показали, как все же сильны антироссийские настроения в Азербайджане.

А в Армении антироссийские настроения слабы.

Там практически никогда не было официального открытого антироссийского курса, в то время как в Азербайджане он имел место с 1992 по1997 год.

А в политике такое не забывается, и надолго остается в памяти.

В последнее время в прессе вновь стали много внимания уделять Габалинской РЛС как возможному элементу американской ПРО.

Что же будет с этой РЛС: она останется в российской аренде или перейдет под контроль США?

Вполне возможно, что официальный Баку вел соответствующие переговоры с американцами, и предложение о передаче Габалинской РЛС США поступало.

Это все является издержками политики “баланса сил”, проводимой Азербайджаном.

Слабость данной политики заключается в том, что рано или поздно стране, проводящей такую политику, приходится определяться.

Одновременно договорится с США и Россией невозможно, а по отдельности – чревато серьезными политическими потерями.

На мой взгляд, Азербайджан сочтет за благо отложить решение этого вопроса на потом.

Что касается срока российской аренды Габалинской РЛС, истекающей в 2011 году, то Москва, как мне кажется, продлит этот срок аренды.

Ведь если Россия откажется от аренды данной РЛС, то это будет означать неминуемый приход американцев и реализацию их предложений.

Это, в свою очередь, будет означать одно – Азербайджан вступит в новое, заминированное поле взаимоотношений с Россией.