Для урегулирования нагорно-карабахского конфликта нужно пытаться не тестировать новые усилия, а стараться закрепить нормы международного права.
«В ближайшие годы мы намерены развивать на Южном Кавказе трансграничное сотрудничество».
Как передает AZE.az со ссылкой на АПА, об этом заявил Комиссар Еврокомиссии по вопросам расширения и политики добрососедства Евросоюза Йоханнес Хан.
Назвав конфликт затянувшимся, а также выразив обеспокоенность фактами нарушения режима прекращения огня, приводящие к нагнетанию напряженности Й.Хан сказал: «Мы попытаемся протестировать новые усилия, удачные образцы которого мы видели на Балканах. Быть может между Азербайджаном и Арменией возможно трансграничное сотрудничество. Подобный проект служит возникновению доверия между людьми. В ближайшие годы мы намерены развивать на Южном Кавказе трансграничное сотрудничество».
Отметим, что трансграничное сотрудничество считается способом развития экономических, торговых, культурных связей между приграничными территориями. Однако это сотрудничество не является формулой успеха, и далеко не всегда себя оправдывает. Оно эффективно в том случае, если по обе стороны границ живут люди с одинаковыми этническими и религиозными корнями. В Азербайджане внедрение подобной формулы возможно в приграничных районах с Грузией, или на границе с Ираном, что в различных формах время от времени наблюдается. Достаточно вспомнить соглашение о безвизовом режиме для граждан, живущих в 45 км по обе стороны от реки Араз. В качестве трансграничного сотрудничества можно указать и на наличие международных базаров, центров торговли, функционирующих на границе с Ираном и Грузией.
Cотрудничество же между Азербайджаном и Арменией в какой-либо форме, фактически невозможно. Причины, порожденные нагорно-карабахским конфликтом, известны. К тому же по обе стороны границ живут общности с различными этническим происхождениям и религиозными взглядами. В первую очередь, для создания приграничного сотрудничества соседние государства должны признавать границы друг друга. Армения как страна-оккупант не признает принятых на международном уровне границ Азербайджана, она нарушила границы, проводя захватническую политику. О каком сотрудничестве может идти речь при подобных обстоятельствах?
Попытка Евросоюза, якобы для нормализации отношений между конфликтующими сторонами, протестировать новые усилия имеют цель:
а) создать видимость своего участия в урегулировании самого большого конфликта на Южном Кавказе;
б) восстановить в регионе потерянный авторитет и проигранные интересы;
в) вывести Армению из блокады.
Вышеуказанный подход Й.Хана рассчитан только на обеспечении интересов Армении. Европейские политики несколько раз пытались воплотить в жизнь подобные проекты на турецко-армянской границе. Хоть это обосновывалось желанием развивать приграничные территории Турции, истинной целью являлось выведение Армении из блокады, и обеспечение ее интересов. Однако реакция официальной Анкары и протесты приграничного населения свели усилия Евросоюза к нулю. Теперь ту же самую, обреченную на провал модель, Брюссель хочет испробовать в Азербайджане.
Приводящий в качестве примера Балканские страны Й.Хан забывает, что для развития приграничного сотрудничеств между двумя странами необходимо соответствующее политическое составляющее. Европейский политик так и не назвал (или не в состоянии это сделать) в какой форме, а главное где конкретно будет происходить азербайджано-армянское приграничное сотрудничество. Являющимися при этом сторонами конфликта, а не добрыми соседями. Европа так и не может осознать, что за счет проведения политики двойных стандартов, шаг за шагом оказывается в положении проигравшего. И не может понять, что для урегулирования нагорно-карабахского конфликта нужно пытаться не тестировать новые усилия, а стараться закрепить нормы международного права. Правда, подобный подход означает признать Армению страной-агрессором. Это более понятный и простой путь, нежели высокопарный и нереальный проект по расширению приграничного сотрудничества.