Руководитель Центра мультимедийной информационных систем и технологий Осман Гюндуз: "Качество интернета в нашей стране оставляет желать лучшего".
– Сегодня отмечается Всемирный день защиты информации. Каков прогресс интернета в нашей стране?
– Некоторый прогресс существует, но проблемы еще остаются. Это исходит от высоких цен на интернет в Азербайджане. Во-вторых, качество интернета зачастую оставляет желать лучшего. Скорость интернета не всегда отвечает нормам. В то же время, число провайдеров в Азербайджане увеличивается, в Баку действуют 35-40 провайдеров, но здесь еще не сформирована свободная и здоровая конкуренция. Мне кажется, что наши провайдеры для подключения к глобальной системе, то есть интернету, пользуются услугами одной компании. В этой сфере существует длительная монополия, связанная с подключением к глобальной сети.
– Какие существуют продвижения в разработке шпионских программ?
– Сегодня – международный день защиты информации. Я надеюсь, что эта проблема обойдет нас стороной. Но хочу отметить тот факт, что из-за увеличения числа пользователей, эта проблема найдет в будущем свое отражение, и сейчас уже назревает. То есть, международные организации главной проблемой считают именно шпионские программы. То есть, это -программное обеспечение, собирающее и передающее кому-либо информацию о пользователе без его согласия..
– Раз такие факты уже имеют место в нашей стране, то почему мы не подключаемся к конвенции по борьбе с киберпреступностью?
– Сколько лет мы поднимаем вопрос о том, что защита информации не является внутренней проблемой страны. Раз сеть и Интернет глобальны, значит, и регулировка должна быть глобальной. Решением вопроса послужило принятие в Европе конвенции по борьбе с киберпреступностью. Насколько я знаю, в министерстве связи и информационных технологий, в министерстве национальной безопасности, а также в других организациях этот вопрос рассматривается. Но настораживает то, что этот вопрос так затягивается. Я так понимаю, что для подключения к этой конвенции Азербайджан должен выполнить ряд условий. Например, если со стороны Азербайджана на какую-то страну произойдет информационная атака, то после вхождения в конвенцию, другая сторона будет иметь полное право провести в Азербайджане расследование. Естественно, во время исследования будет проверяться только конкретная интересующая их точка, и это может повлиять на другие точки сети. Я считаю, что этот вопрос у нас еще не могут регулировать. То есть пока мы не находимся на той стадии, чтобы соответствовать требования конвенции.
– Насколько быстро развиваются такого рода преступления, и как ведется борьба с ними?
– Я не сказал бы, что работа по предотвращению таких явлений у нас идет большими темпами. Скорее, больше фактов выхода из строя компьютеров, государственных Интернет-ресурсов.
– В чем заключается основная проблема в этой сфере?
– У нас должны создаваться лаборатории, занимающиеся испытанием средств информационной безопасности, сохранения государственных тайн. Для этого уже существует законодательная база, но вопрос никак не найдет решения.