Почему Азербайджан не спешит вступать в НАТО?

По мнению экспертов, Баку предпочитает вести выжидательную политику во взаимоотношениях с альянсом.

Как передает Bakililar.AZ, история взаимоотношений Азербайджана и НАТО охватывает период более 15 лет.

В начале 1994 года на саммите НАТО в Брюсселе Альянс впервые продекларировал политику открытых дверей для других стран Европы и, тем самым, положил начало курсу расширения блока на Восток.

На данном саммите члены Альянса приняли план Партнерство во имя мира и предложили всем государствам, входящим в структуры ОБСЕ, начать процесс интеграции в НАТО.

За короткое время 30 стран из Восточной Европы и бывшего СССР подключились к данному плану.

В частности, Азербайджан подключился к плану Партнерство во имя мира 4 мая 1994 года и эта дата знаменует начало партнерских отношений Азербайджана с НАТО.

Оценивая 15-летний путь партнерских отношений Баку и Брюсселя, и особенно опыт сотрудничества последних лет, можно прийти к выводу, что руководство страны не очень заинтересовано в реальном углублении и ускорении процесса интеграции в НАТО.

До сегодняшнего дня власти Азербайджана не только избегают каких-либо официальных обращений о вступлении в НАТО, но и всячески замедляют процесс перехода на новый интеграционный уровень – этап интенсивного диалога с альянсом.

Как и во многих других внешнеполитических вопросах, руководство страны тянет время и придерживается все той же осторожной и неопределенной позиции, которую можно выразить словами из известной детской игры: , пишет Туран.

Уклониться полностью от процесса интеграции в НАТО власть не может – риски для страны и самого правящего режима крайне велики.

Спешить с интеграцией правящий режим не хочет, поскольку это может привести к нежелательному обострению отношений с Москвой и Тегераном, непредсказуемо повлиять на карабахское урегулирование и существенно ограничить возможности геополитического маневрирования.

В стратегической же перспективе, по мере неизбежной демократизации и всех сфер жизни, это может создать реальную угрозу для политического самосохранения действующей системы власти.

Вот и делаются шаги то вперед, то назад и для таких имитационных маневров, видимо, ещё не исчерпаны лимит времени и лимит терпения самого альянса.

Особенности этой осторожной выжидательной игры наиболее наглядно просматриваются в беспрецедентного истории трехкратного повторения программы IPAP – Плана действий индивидуального партнерства, рассчитанного на 2 года.

Когда в конце 2007 года истек срок действия программы IPAP-1, то согласно опыту других стран-партнеров, следовало ожидать выхода Баку на новый уровень интеграции – интенсивный диалог.

Вместо этого официальный Баку принял просить НАТО еще раз повторить уже завершенную программу сотрудничества, тем самым, отодвигая в будущее свой непростой выбор.

То, что НАТО пошло навстречу этому пожеланию Баку, свидетельствует, что и в структурах Альянса хорошо понимают Азербайджана и поддерживают статус этой страны.

В 2009 году истек срок действия программы IPAP- 2, но уже достигнута договоренность о повторении весной 2010 года этой программы ещё на два года – в формате IPAP-3. По-видимому, эта программа – обозначающая, но заметно не продвигающая процесс интеграции – будет продолжаться до тех пор, пока Баку, а отчасти и Брюссель, не определятся по вопросу о военно-политических перспективах сотрудничества и членстве Азербайджана в

НАТО.

Вместе с тем, в последнее время, особенно с учетом пострузинского контекста развития событий, вопрос о членстве Азербайджана в НАТО вновь становится предметом активного обсуждения и вызывает повышенный политический интерес.

До 2009 года в главных номинантах на вступление в НАТО (среди стран ГУАМ) фигурировали Грузия и Украина, а Азербайджан и сам не проявлял заметного рвения, и Брюссель особо не подстегивал, намеренно придерживая его во втором эшелоне.

Вскоре после августовских событий 2008 года, приведших к обострению геополитической борьбы за доминирование на Южном Кавказе и значительному росту геостратегической значимости региона, НАТО стало уделять более пристальное и серьезное внимание партнерству с Азербайджаном – ключевым субъектом в данном ареале.

Показательно, что Брюссель, ранее потворствующий выжидательной тактике официального Баку, примерно со второй половины 2009 года стал озвучивать заявления об актуализации вопроса о членстве Азербайджана в НАТО и необходимости обеспечения ясности в этом вопросе.

Складывается впечатление, что Вашингтон и Брюссель в большей мере заинтересованы сегодня не столько в инициировании самой процедуры вхождения Азербайджана в Альянс, – они осознают, что этот процесс может занять длительное время – а в принятии официальным Баку политического решения в пользу членства в НАТО.

Вместе с тем, официальный Баку продолжает всячески уклоняться от прямого вопроса – хочет ли он быть членом НАТО и готов ли активно для реализации этой цели.

Продолжает сохраняться несколько странная ситуация, когда власти Азербайджана постоянно говорят о приверженности стратегическому курсу на интеграцию в евроатлантическое пространство, выражают заинтересованность в активном сотрудничестве с Брюсселем, но в то же время отказываются озвучивать публично желание о вступлении в НАТО.

В том, что Азербайджан не спешит инициировать членство в НАТО, согласно мнению экспертов, есть ряд причин: * До обеспечения благоприятной (для вступления в НАТО) геополитической ситуации официальный Баку остерегается портить отношения со своими влиятельными соседями (Россией и Ираном). * На горьком опыте Грузии Баку ждет от НАТО более четких гарантий своей безопасности и без этого не желает подвергать себя дополнительным рискам, * Сохранение неопределенной ситуации и

следование осторожной сбалансированной политике отвечает сугубо прагматическим интересам официального Баку, крайне заинтересованного в сохранении свободы конъюнктурного маневрирования, * Углубление партнерства с НАТО и инициирование процесса вступления в организацию предполагают осуществление системных преобразований в стране, в том числе в аспекте либеральных реформ, демократизации и борьбы с коррупцией, * Поскольку в 2010 году на саммите в Лиссабоне НАТО планирует принять новую стратегическую концепцию, отвечающую сегодняшним реалиям и

задачам организации, официальный Баку благоразумно предпочитает дождаться её принятия и в соответствии с заложенным в неё содержанием определять стратегию дальнейшего поведения.

Последний мотив, если он действительно присутствует, следует признать вполне разумным.

Контуры Новой стратегической концепции НАТО в целом уже обрисованы и некоторые новации, отвечающие интересам Азербайджана, в случае их утверждения, могут сыграть роль катализатора для побуждения Баку к членству в организации.