До начала октября переговоры между двумя странами должны завершиться подписанием документов.
Как сообщает AZE.az, до начала октября переговоры по газовому пакету между Турцией и Азербайджаном должны завершиться. Об этом в интервью “Эхо” заявил председатель Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов, ссылаясь на то, что Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) объявила, что сентябрь последний месяц для переговоров.
“Обе стороны говорят о том, что переговоры продолжаются, однако конкретных сведений общественности не предоставляют”. По его словам, это связано с отсутствием конкретных договоренностей по поводу цены и объема поставок, а также транзитных тарифов. “Министр энергетики Турции Танер Йылдыз в своем интервью на неделе заявил, что его страна заинтересована в покупке и увеличении объема поставок азербайджанского газа”.
Как добавил эксперт, турецкая сторона считает, что уже представила свои предложения по поводу газовых поставок. “Однако, по всей видимости, эти предложения далеко не то, что может устроить азербайджанскую сторону”.
Вместе с тем нужно учесть, что в июне этого года истек срок контракта по экспорту газа из РФ в Турцию. И российская сторона по новым условиям повысила цены поставок примерно на 40%. “То есть в любом случае азербайджанский газ поставляется Турции по более низким ценам, чем российский. В связи с этим, приобретая в Азербайджане газ по более низкой цене, Турция пытается сохранить свой энергетический баланс”.
С другой стороны, предметом обсуждений является компенсация, которую должна предоставить Азербайджану Турция по причине ценовой разницы поставляемого газа. Так как еще в апреле 2008 года срок контракта по поставкам азербайджанского газа в Турцию истек (тогда цены была 120 долларов). Однако Азербайджан не прекратил продавать Турции газ, которая взяла на себя обязательство переплатить ценовую разницу после достижения договоренности по новой цене.
Тем временем, как пишет Fineko/abc.az, ни Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR), ни турецкая трубопроводная монополия Botas не информировали об итогах переговоров о транзитном соглашении по поставкам азербайджанского газа в Европу, планировавшихся на 26 августа. Единственный комментарий сделал только посол Турции в Баку Хулуси Кылыдж, слово в слово повторивший свой комментарий месячной давности: переговоры идут нормально, транзитное соглашение будет подписано до конца сентября. Однако его участие в переговорах чисто формальное, а заключение транзитного соглашения до 1 октября принципиально важно для Азербайджана.
При наличии соглашения страна будет свободна в выборе маршрута экспорта газа в Европу через территорию Турции. В противном случае возникнет зависимость от маршрута, имеющего транзитное соглашение с Турцией, и необходимость продажи газа на грузино-турецкой границе с неизбежными ценовыми потерями. Пока речь идет о 10 млрд. куб.м газа для Европы, начиная с 2017 года, но у Азербайджана есть амбиции по увеличению такого вывоза до 50 млрд. куб.м в год.
Как известно, основной предпосылкой переговоров по газовому пакету считается проект “Набукко”. Соглашение о поддержке проекта газопровода “Набукко” стало необходимой предпосылкой для успешного финансирования проекта. Соглашения о поддержке проекта были подписаны консорциумом “Набукко” и правительствами пяти транзитных стран проекта (Австрия, Болгария, Венгрия, Румыния и Турция).
Основными элементами соглашений о поддержке проекта “Набукко” являются подтверждение выгодного регулятивного транзитного режима в соответствии с энергетическим законодательством ЕС и Турции, защита трубопровода от потенциальных предвзятых изменений в законодательстве, а также поддержка законодательных и административных действий для дальнейшей реализации проекта.
Проект газопровода “Набукко”, максимальной пропускной способностью в 31 млрд. куб.м газа в год предполагает поставки газа из Каспийского региона и Ближнего Востока в страны ЕС. Участниками проекта являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Каждый из участников обладает равными долями – по 16,67%. В начале мая консорциум “Набукко” объявил о переносе сроков реализации проекта. Начало строительства трубопровода теперь намечено на 2013 год, а первые поставки газа по нему ожидаются в 2017 году.
Параллельно Азербайджан придает огромное значение проекту AGRI (черноморский маршрут). Правда, AGRI не может быть альтернативой проекту “Набукко”, как минимум по той причине, что его мощность составляет всего лишь 8 млрд. куб.м. При этом если транспортировка “голубого топлива” по Черному морю будет эффективной, то на первом этапе по этому газопроводу планируется транспортировать всего лишь 4 млрд. куб.м. Просто Азербайджан пытается максимально использовать альтернативные проекты. Главной целью является вывести на международные рынки азербайджанский газ по более выгодным ценам.
Следует принимать во внимание, что объем добычи газа в Азербайджане неизменно растет. Тем самым он нуждается в альтернативных газопроводах. Мощность газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум (8 млрд. куб.м) только в ближайшие годы можно довести до 20 млрд. куб.м. В то время как после запуска проекта “Шахдениз-2” объем добычи газа в Азербайджане с 29 млрд. куб.м достигнет до 45 млрд. куб.м. При этом к 2020 году объем добычи газа в Азербайджане достигнет до 85 млрд. куб.м. Исходя из этого, Азербайджан в ближайшие годы будет нуждаться в альтернативных газопроводах.
Подписание соглашения между Азербайджаном и Турцией по транзиту азербайджанского газа в Европу является доказательством усиления и укрепления позиции Азербайджана в регионе и в целом в мире, сказал депутат Милли меджлиса Азербайджана Муса Гасымлы, передает “Новости-Азербайджан”.
“При этом подписание соглашения по транзиту азербайджанского газа в Европу является примером стратегического партнерства и сотрудничества между Азербайджаном и Турцией”, – отметил Гасымлы.
По его словам, несмотря на то, что Азербайджан является небольшой и малонаселенной страной, он играет значительную роль в обеспечении энергетической безопасности региона и Европы.
“Кроме того это принесет дополнительные экономические, финансовые, а также политические дивиденды и будет служить увеличению международного влияния Азербайджана”, – подчеркнул Гасымлы.