Эксперт: «Сторонники президента обвиняют премьер-министра в заигрывании с Западом».
Как передает AZE.az, «Дворцовый переворот» – так турецкая оппозиция обозначила четко вырисовавшийся разрыв между президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом и главой правительства Ахметом Давутоглу. В СМИ и соцсетях появились слухи о неминуемой и скорой отставке премьер-министра.
По итогам состоявшейся в среду встречи между Эрдоганом и Давутоглу было сообщено о том, что в ближайшее время правящая Партия справедливости и развития проведет внеочередной съезд. И судя по всему, Ахмет Давутоглу как кандидат на пост руководителя партии уже не рассматривается.
Что же стало той «черной кошкой», которая пробежала между казавшимися столь близкими политическими союзниками Эрдоганом и Давутоглу?
«Корень расхождений в тандеме Эрдоган-Давтоуглу по сути один, – заявил «МК» российский политолог, эксперт по Турции Иван Стародубцев. – Он заключается в принципиально разных взглядах президента и премьера на то, как распределяется вес на двух концах этого тандема. Несмотря на тот факт, что Турция – парламентская республика, где президент выполняет лишь ритуальную функцию, после первых в истории страны прямых президентских выборов сложилась уникальная ситуация, когда формально беспартийный президент Эрдоган сохранил за собой рычаги контроля над всеми ветвями власти. А Давутоглу, получив формальный пост лидера правящей Партии справедливости и развития, так и не стал премьер-министром со всеми положенными ему по Конституции правами и полномочиями. Все остальное, в частности, то, что недавно просочилось в прессу от твиттер-пользователя «Пеликан» (досье «Пеликан») – лишь практическое оформление фундаментальных противоречий: настойчивости Эрдогана в сохранении сложившегося статус-кво и не менее настойчивых попыток Давутоглу изменить его в свою пользу. В чем выразились старания главы кабинета? В вялой реализации задумки Эрдогана по принятию новой “гражданской” Конституции страны с переходом к президентской форме правления, в попытках установить контроль над высшим партийным органом ПСР, в сдержанном отношении к аресту «профессуры», несогласной с силовым решением курдского вопроса и т.д. Проэрдогановские комментаторы прямо обвиняют Давутоглу в заигрывании с Западом, с которым у президента страны складываются в последние годы неровные отношения. Не говоря уже о провале внешнеполитического курса страны, который во многом складывался под влиянием профессора Давутоглу – автора «Стратегической глубины». Особенно больно ударил по Турции провал политики Турции на сирийском направлении. И никакими “Брюссельскими соглашениями” и освобождением от виз в ЕС для граждан Турции (за которое страны – члены ЕС еще должны индивидуально проголосовать) этих провалов не нивелировать».
«И во внутренней, и во внешней политике между президентом и премьер-министром имеются сильные разногласия, – комментирует из Стамбула политолог Орхан Гафарлы. – Как известно, сейчас готовится реформа конституции, предусматривающая переход Турции к президентской форме правления. Разногласия возникли, в частности, по этому вопросу. Давутоглу не был полностью согласен с тем, что хотел Эрдоган. И по другим внутриполитическим проблемам тоже были разногласия. Например, по вопросу о неприкосновенности депутатов. Были разногласия и по внешнеполитическим вопросам – по Сирии, по евроинтеграции. Все это собралось воедино. И с Давутоглу как председателя правящей партии были сняты полномочия назначать региональных партиных представителей. После этого стало понятно, что в ПСР сторонники Эрдогана оказались более сильными, чем те, кто поддерживает Давутоглу. Таким образом, премьер-министру дали сигнал, чтобы он ушел. В ближайшее время, до начала месяца Рамадан пройдет новый партийный съезд, на котором будет выбран новый глава партии. И это означает, что Давутоглу уйдет в отставку, а новый лидер партии сформирует правительство».
По словам эксперта, на место Давутоглу могут претендовать несколько кандидатов. Называются имена министра транспорта Бинали Йылдыры (его считают фаворитом), министра энергетики Берата Албайрака и вице-премьера Номана Куртулмуша.