Политика Армении. Когда мертвые хватают живых

– Природа, как известно, не терпит пустоты, а природа большой политики – тем более.

Если Россия, как главный посредник карабахского переговорного процесса, потерпела фиаско на трехсторонней встречи президентов в Казани, то, очевидно, пришло время США «разруливать» патовую ситуацию в регионе. Не надо быть провидцем, чтобы понять – Вашингтон попытается сделать это через нормализацию армяно-турецких отношений. Пресловутые «цюрихские протоколы» – проект чисто американский, а американцы никогда не отказываются от своих идей, искренне веря в их универсальность и непогрешимость. Но с точки зрения собственных национальных интересов.

Поэтому большинство политических аналитиков считают, что Америка постарается актуализировать армяно-турецкую повестку, оказывая давление на правительство Реджепа Эрдогана. Гадают только о том, какие рычаги задействуют для этого американцы и насколько сильным и продолжительным сие давление окажется. Но почему-то за кадром остается позиция, нет, не официального Еревана, а того феномена, который называют «мировым армянством». И зря, – потому что по уровню накопленных противоречий и непоследовательности армянская внешняя политика реализуется за пределами обычного здравого смысла.

Казалось бы, армяне кровно заинтересованы в разблокировании армяно-турецкой границы. Серж Саргсян, выступая с трибуны ПАСЕ заявляет: «Нормализация отношений нужна не только Армении и Турции, но и региону и Европе, для установления сотрудничества и безопасности. Блокада Армении должна быть прекращена». Ему вторит премьер Тигран Саркисян, сообщивший каналу CNN, что Армения готова «нормализовать отношения с соседней Турцией без каких-либо предусловий». И даже экс-глава армянского МИДа, ныне председатель фонда «Сивилитас» Вардан Осканян признает: «В Армении, похоже, преобладает то умонастроение, что страна может выйти из этой ситуации лишь после решения карабахского вопроса, благодаря нормализации армяно-турецких отношений».

Такие настроения могут быть вызваны катастрофическим состоянием армянской экономики, для которой открытие границы стало бы подарком судьбы. Не так давно очень солидная Академия трейдинга Masterforex-V провела любопытнейшее исследование на тему «Что же теряют стороны от затянувшегося конфликта?». Эксперты выяснили, что в потери Армении входят:

1. Рынок сбыта своих товаров. Импорт армянских товаров в Турцию официально запрещен и осуществляется преимущественно теневым путем. Сейчас соотношение армянского импорта к экспорту примерно соотноситься как 5 к 1. Причем, значительная часть этого экспорта приходит из Турции. Таким образом, экономика последней, если и страдает от затянувшейся конфронтации, то незначительно.

2. Турецкие инвестиции в свою экономику. Анкара может выступать очень серьезным инвестором, особенно по отношению к соседним странам. Она это убедительно демонстрирует на примере того же Азербайджана, Грузии, Албании, Боснии и Герцеговины, Косово, Кипра.

3. Транспортные пути и пресловутый выход к морю.

4. Рабочие места для своих граждан на огромном турецком рынке труда. Учитывая массовую безработицу в Армении, эта проблема также становится немаловажной.

5. Отношения с мусульманскими странами. Несмотря на неоднозначное отношение к Турции в исламском мире, ее противников, все же, воспринимают там, по большей мере, негативно, что, естественно, отражается на инвестициях в Армению и ее торговых отношениях со странами Востока.

А вот «потери» Турции эксперты уложили в один и то несколько сомнительный пункт: «Многие аналитики считают, что признание Анкарой факта «геноцида армян» значительно ускорило бы принятие Турции в Евросоюз».

Однако любое движение Еревана навстречу Турции вызывает, буквально, истерическую реакцию и у армянской диаспоры, и у весьма солидной части армянского политического истеблишмента. Никаких реально действенных шагов к сближению с Анкарой, даже тогда, когда ратификация «цюрихских протоколов» казалась решенным делом, официальный Ереван не делал и делать, видимо, не собирается. Можно подумать, что объяснение этому лежит на поверхности – признал же премьер Т. Саркисян в уже упомянутом интервью CNN, что доля диаспоры составляет 60-70% в ВВП Армении.

Все это так. Но давайте выделим моральный, если угодно, даже эмоциональный аспект проблемы отношений Армении с соседями. Лучше всех это сделал председатель Кавказского центра миротворческих инициатив, армянский правозащитник Георгий Ванян. Его откровенность достойна уважения. Анализируя проблему самоизоляции Армении, он вскрыл ее суть, которую, по мнению Ваняна, «очень метко охарактеризовал зампред правящей республиканской партии Галуст Саакян: «Армяне – единственны в своем роде, и есть только один вопрос, который поставлен ими». Единство в постановке единственно важного армянского вопроса и ничего более – вот что дает Армения всему остальному миру, – сказал правозащитник. – Безоговорочно принимаемая всеми политическими и общественными силами Армении, эта установка приводит к отсутствию государства, и как следствие – к невозможности наладить нормальные политические отношения с какой-либо другой страной, будь-то США или Россия, Грузия, Турция или Азербайджан».

Вопрос этот – признание пресловутого «геноцида армян 1915-го года» – давно уже превратился в обсессию, т.е. в болезненную навязчивую идею. Потому что даже придуманная история – это, действительно, спроецированная в прошлое политика. Кстати, она укладывается в контекст самой психологии «мирового армянства» вкупе с бредовыми мечтами о «Великой Армении», комплексами исключительности и тотальной несправедливости остального мира по отношению к армянам. И, как следствие, Армения – единственная страна в мире, Конституция которой (статьи 11-ая и 12-ая) закрепляет территориальные претензии к соседям.

Такие, многими недооцененные, этнопсихологические установки создают систему категорических запретов, с которыми армянская сторона подходит сегодня к проблеме нормализации отношений и с Азербайджаном, и с Турцией. Перешагнуть через эти запреты ни Ереван, ни мировое армянство принципиально не хотят, а, может быть, и не могут. Ну, как здесь не вспомнить французскую поговорку: «Мертвые хватают живых». Именно ею в полной мере можно объяснить все причудливые коллизии армянской внешней политики.