Политолог: Американский сценарий уже написан – принять в НАТО Азербайджан

В Белом доме, имея в виду членство Украины в НАТО, считают, что президент Путин хочет создать «новый миропорядок», отрицающий принцип, согласно которому «страны обладают свободой выбирать альянсы». 

Как передает AZE.az, российский политолог Никллай Бобкин в своей статье для Фонда стратегической культуры пишет о том, что американские стратеги  якобы «одержимы идеей холодной войны с Кремлем».

По его мнению, политика США на Украине мало стыкуется с интересами большого числа государств, в числе которых и один из лидеров Ближнего Востока – Иран.

Несколько дней назад иранский религиозный деятель аятолла Ахмад Хатами на традиционной пятничной молитве в Тегеранском университете назвал американское вмешательство «актом агрессии». «Вмешательство США в происходящие на Украине события поставило эту державу на грань войны», – заявил аятолла Хатами.

Его оценка отражает позицию иранского руководства, считает автор, хотя в США не прекращаются попытки представить Иран страной, якобы стремящейся использовать противоречия между Россией и Америкой в своих интересах. Распространяются вымыслы о готовности Тегерана обрушить в ущерб интересам России цены на нефть и заменить российский газ в Европе. Вашингтон реально напуган возможностью ответных мер Кремля на иранском направлении и пытается не допустить решительного разворота Москвы в сторону Тегерана. По мнению многих, именно это может стать самым эффективным ответом на попытки США осуществлять свой диктат на Ближнем Востоке. Стратегический альянс России и Ирана может заставить Вашингтон ощутить последствия своей украинской авантюры далеко за пределами Восточной Европы. «Речь не идет о какой-то «геополитической мести» американцам, здесь уместно говорить о последовательной защите Россией своих национальных интересов совместно с государством, испытывающим потребность избавиться от диктата США», – пишет Бобкин.

Кремль уже подтвердил  свое отношение к Ирану  конкретным шагом навстречу Тегерану. Россия и Иран успешно завершили переговоры о поставках российских товаров в обмен на иранскую нефть. Общая сумма контракта может составить 20 млрд. долларов. Речь идет о планах по закупкам 500 тысяч баррелей иранской нефти в день.   

Россия и Иран ведут переговоры о нефтяной сделке вне зависимости от позиции США, чтобы усложнить попытки администрации Обамы применить новые санкции против Тегерана, которые готовит конгресс. Кремль отвергает призывы США не заключать договор с Ираном об обмене нефти на товары. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что расширение российско-иранской торговли – «естественный процесс, и он не несет в себе никаких элементов политического и экономического вызова кому бы то ни было». Он охарактеризовал подход США как создание «искусственных препятствий» для развития российско-иранского сотрудничества.

«В Белом доме, имея в виду членство Украины в НАТО, считают, что президент Путин хочет создать «новый миропорядок», отрицающий принцип, согласно которому «страны обладают свободой выбирать альянсы». Возвращаясь ко временам холодной войны, Вашингтон требует от стран НАТО увеличить расходы на оборону и трансформироваться в более жесткий военный союз с чёткой направленностью против России. Американский сценарий уже написан: принять в члены НАТО Украину, Молдавию, Грузию и Азербайджан, разместить войска и авиацию США в Польше и странах Балтии. Беря Россию в военную блокаду, создавая новые плацдармы у российских границ, Вашингтон отстаивает свою «свободу выбирать альянсы», а Москве указывает на недопустимость военно-технического сотрудничества с Ираном. Уже по одной этой причине возвращение России к полномасштабному ВТС с иранцами абсолютно правомерно. Начало может положить реанимация сделки по поставкам в Иран комплексов С-300», – пишет автор статьи.

«Наверное, пришло время провести «работу над ошибками» и в отношении сотрудничества с Соединёнными Штатами по афганской повестке. В Тегеране считают, что дальнейшее военное присутствие США и НАТО в Афганистане может иметь отрицательные последствия и для этой страны, и для региона в целом. С аргументами иранцев насчёт того, что Афганистан может стать рычагом, с помощью которого США начнут регулировать с пользой для себя уровень угроз для приграничных с Афганистаном государств, трудно не согласиться. Тем более что сами афганцы не желают подписывать колониальное соглашение с американцами, желающими оставаться в стране еще долгие годы. Теперь, когда блок НАТО объявил о приостановке военного сотрудничества с Россией, есть смысл и в отказе от несущественного для России взаимодействия с натовцами по Афганистану. От транзитного узла НАТО в Ульяновске для переброски людей и грузов на афганском направлении альянс отказываться не спешит, но Москва может принять решение об этом по собственной инициативе в любое удобное для неё время», – считает Бобкин.

В новых условиях и на сирийском направлении альянс России и Ирана вполне может составить конкуренцию Соединённым Штатам, опирающимся на сотрудничество с террористическим интернационалом,  отмечает автор статьи.

В этом году готовится визит В. Путина в Иран. Помимо дальнейшего развития регионального партнёрства, ожидается, что Россия и Иран могут прийти к «Большому договору» о сотрудничестве в рамках новой повестки двусторонних отношений. Иранская сторона заинтересована в дальнейшем взаимодействии с Россией в области атомной энергетики. Прорыва на высшем уровне требует подготовка Конвенции о правовом статусе Каспия. Есть обоюдный интерес к совместным проектам в нефтегазовом секторе Ирана, в освоении космоса, в развитии транспортной инфраструктуры. «Главное теперь – отказаться от определения глубины и масштабов двустороннего сотрудничества с оглядкой на Вашингтон», – подытоживает Бобкин.