Политолог: Азербайджан должен просчитать последствия выхода Франции из МГ ОБСЕ

Российский политолог Алексей Власов отметил, что в настоящее время принятие в Государственной Думе России законопроекта, предусматривающего уголовную ответственность за отрицание «геноцида армян», невозможно.

Как передает AZE.az, политолог, главный редактор Информационного агентства «Вестник Кавказа», заместитель декана исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова Алексей Власов в интервью АПА заявил, что вопрос отстранения Франции от сопредседательства – шаг, последствия которого должны быть просчитаны заранее.

– Каково Ваше отношение к принятию в Сенате Франции закона о привлечении к уголовной ответственности за отрицание «геноцида армян»?

– Этот шаг является политически необдуманным. Позиция госсекретаря США Хиллари Клинтон также показала, что союзники Франции не разделяют ее позицию. Это решение Сената Франции, прежде всего, окажет негативное воздействие на турецко-армянские переговоры, положение обострится. Подписанные в Цюрихе протоколы все еще не ратифицированы парламентом Турции. Во-вторых, это обострит положение на Южном Кавказе, в особенности положение вокруг Нагорного Карабаха. Сейчас не время для подобного шага, поскольку всем известно, что Баку будет защищать позицию Анкары. Позиция самой Европы по этому вопросу неоднозначна. По всей вероятности, это является проектом Саркози. Несколько трудно понять этот его шаг. По моему мнению, через некоторое время выяснится причина, по которой Саркози пошел на это.

– Армянское лобби в России заявило, что начало кампанию по принятию подобного законопроекта в Государственной Думе России и даже направило письмо председателю Думы по этому поводу. Возможно ли принятие такого закона в Думе?

– В России сейчас идут предвыборные процессы. Поэтому в настоящее время принятие в Государственной Думе России законопроекта, подобного принятому Сенатом Франции, невозможно. Полагаю, неправильно превращать российских избирателей в заложников навязанных им проблем. Вообще историей должны заниматься не политики, а профессиональные историки. Эта тема должна обсуждаться вне политических спекуляций. Как известно, Турция предложила армянской стороне совместно исследовать архивы. Однако армяне не согласились на это. Есть такие исторические факты, которые должны обсуждаться, но им не следует давать политическую оценку. Однако Сенат Франции, несмотря на все это, принял законопроект. Принятие такого шага под давлением лобби это очень плохой знак. Кроме этого, в России помимо армянского лобби действует и азербайджанское. В феврале отмечается очередная годовщина ходжалинской трагедии. Азербайджанская диаспора в России будет проводить крупные мероприятия в связи с этим.

– Азербайджан, выразив сомнение в нейтральности Франции в Минской группе ОБСЕ, озвучил призыв к ее отстранению от сопредседательства. Ваше отношение к этому?

– Если обратить внимание на заявления официальных лиц из Администрации президента Азербайджана, то они высказались о потере Францией статуса объективности и нейтральности в Минской группе ОБСЕ, занимающейся урегулированием нагорно-карабахского конфликта. В этом есть определенная логика. Однако Минская группа ОБСЕ – не единственный механизм, занимающийся решением этой проблемы. Чтобы прийти здесь к окончательной позиции, необходимо провести консультации со всеми членами Минской группы. Эмоциональная реакция должна быть исключена. Азербайджанская сторона должна заранее просчитать, к чему может привести вывод Франции из Минской группы, и чего это будет стоить. Я понимаю, уязвимость Азербайджана в этом вопросе. Баку однозначно поддерживает позицию Анкары. Но вопрос отстранения Франции от сопредседательства – шаг, последствия которого должны быть просчитаны заранее. Допустим, Франция отстранена от сопредседательства. Возникает проблема – какая страна придет на ее место: Испания, Великобритания или Германия? Поэтому азербайджанская сторона прежде, чем сделать этот шаг, должна внимательно продумать его последствия.

– Как Вы оцениваете посредничество президента Медведева в решении нагорно-карабахской проблемы?

– В первую очередь, Дмитрия Анатольевича нужно сказать спасибо, поскольку, благодаря ему после Майендорфа стал возможным процесс переговоров на уровне президентов. Он с большим мастерством осуществил это посредничество. Успешно оно или нет, но Медведев постарался добиться компромисса между Азербайджаном и Арменией в связи с нагорно-карабахской проблемой.

– В случае, если президентом вновь будет избран Владимир Путин, продолжит ли он это посредничество?

– Думаю, будущий лидер России также продолжит это дело. Но не верю, чтобы Путин занялся этим вопросом сразу после прихода к власти. В первую очередь он займется решением проблем внутренней политики России. Проблема Нагорного Карабаха всегда была и будет оставаться в повестке Кремля. Это является составной частью политики России по безопасности на Кавказе.