Политолог: Азербайджан может отказаться от услуг МГ ОБСЕ в лице России, Франции и США

Азербайджанский эксперт рассматривает вариант отказа от услуг Минской группы ОБСЕ в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.

Как сообщает AZE.az, политолог Расим Агаев в интервью echo.az заявил, что можно отказаться от посредничества МГ ОБСЕ, обосновав это тем, что она состоит из союзников Армении, либо симпатизирующих ей стран. "Это будет правильно. Правда, это чревато дипломатическими сложностями. Но что поделать? Иной вопрос, к чему это приведет? Все это оттянет урегулирование конфликта. Пойти на это – означает согласиться с тем, что вся эта проблема неопределенное время будет находиться в подвешенном состоянии", – отметил он.

По словам эксперта, Азербайджан является сторонником урегулирования конфликта на основе международного права. "Если отойти от этого постулата, дело неизбежно пойдет к войне. Армяне уже несколько версий озвучили для обоснования своих претензий к Азербайджану. Вначале они упоминали о "миацуме", потом заявили, мол, оккупированные земли Азербайджана – это их "историческая родина". Затем они отметили, что все их действия опираются на международный опыт, приводя пример из событий в Югославии. Ныне армяне говорят, мол, мы выиграли войну, по итогам которой Карабах остался за нами. Все это противоречит международному праву", – отметил он.

К тому же отказ от услуг МГ ОБСЕ означает поиск новых медиаторов. "Уже создан формат, который хорошо знает историю вопроса, подходы сторон и т.д. Другое дело, что когда создавался данный формат посредников, Азербайджан проявил непозволительную уступчивость, согласившись на представителей тех стран, которые всегда с симпатией относились к Армении и армянам. Можно было хотя бы настоять на нейтральных странах. Той же Германии или Японии. А сейчас об этом поздно говорить", – добавил Р.Агаев.

Хотя, как считает эксперт, можно попытаться отказаться от услуг МГ ОБСЕ в лице России, Франции и США, обосновав это тем, что они ставят Армению в преимущественное положение, и "по этой причине мы хотим, чтобы данным вопросом занялись представители других стран". "Либо заменить Францию Турцией, к которой у армян также есть претензии. Это как бы уравновешивает участие России, которая является союзницей Армении. Как может союзник Армении быть посредником? Это абсурд. Азербайджан мог бы тогда, когда этот процесс стартовал, обратить на это внимание. У Армении есть военно-политический договор с Россией. Почему, когда Армения стала подписывать этот договор, Азербайджан не возразил против этого? Мол, пожалуйста, подписывайте, но тогда Россия должна выйти из формата МГ ОБСЕ. Но и этого не было сделано. Мы проявляем непоследовательность, недальновидность в своей политике. Мы все время наступаем на старые грабли", – посетовал он.

Тем временем, как считает заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян, "одним из немногих положительных результатов украинского кризиса явилось то, что даже он показал – формат Минской группы ОБСЕ является железобетонным, и он таким и останется". Об этом он заявил 27 марта в ходе семинара-обсуждения на тему "Украинский кризис: его влияние на международные отношения". "Более того, Минская группа нужна не только нам. Есть некоторые случаи, когда Минская группа нужна непосредственно самой группе, ибо и России, и Соединенным Штатам, и Франции, несмотря на противоречия из-за Украины, иногда нужны механизмы, которые демонстрируют, что глобальные державы оставляют некие контакты для развития сотрудничества", – подчеркнул Сергей Минасян.

"Если стороны конфликта одновременно обратятся к высшим органам ОБСЕ, то вполне возможно отказаться от услуг Минской группы. Не знаю, даст ли какой-либо результат обращение в одностороннем порядке. Мы можем приостановить их деятельность на своей территории. Но как это будет воспринято другими державами, другой вопрос", – сообщил echo.az политолог Парвин Дарабади.

Одновременно он отметил, что и перевод вопроса урегулирования конфликта на площадку ООН показал, что кроме появления четырех резолюций, которые остались невыполненными, ничего не произошло. Хотя есть и крайняя мера, то есть война. "Она изменит всю ситуацию на пространстве Южного Кавказа. Фактически война взорвет весь Южный Кавказ с непредсказуемыми последствиями. Войну можно начать в том случае, если уверен в победе на 200%", – отметил П.Дарабади.