Растущее напряжение между Россией и Турцией вряд ли может явно негативно сказаться на Азербайджане, так как азербайджанская сторона выбрала равноудаленную позицию по отношению к обеим странам, уверен политолог Ильгар Велизаде.
Как передает AZE.az. yакануне премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу выступил с резкой критикой действий России в Сирии, отметив, что Москва, режим Асада, РПК и YPG действуют сообща, пытаясь сформировать у южных турецких границ некое террористическое образование. О том, что подразумевает Давутоглу под понятием "террористическое объединение", чего добивается Турция в сирийском вопросе и как растущее между странами напряжение может сказаться на Азербайджане, Sputnik побеседовал с азербайджанским политологом Ильгаром Велизаде.
По его словам, в последние месяцы российско-турецкие отношения вошли в очень напряженную фазу. И, к сожалению, наблюдается тенденция к их дальнейшему ухудшению: стороны продолжают делать очень жесткие заявления в отношении друг друга, лишь усугубляя сложившееся положение.
Заявления Давутоглу, считает эксперт, связаны, скорее всего, с тем отношением Турции к России, которое в данный момент доминирует в турецком политическом истеблишменте. Выдвинутые обвинения больше являются ответной реакцией турецкой стороны на жесткую позицию Москвы, нежели основываются на явных признаках того, что действительно идет создание некоего фронта.
Велизаде напомнил, что представители турецкого руководства неоднократно высказывали мнение относительно того, что Россия поддерживает курдов. Обосновывая свои претензии тем, что РПК в России не признана террористической организацией, а представительство сирийских курдов было недавно открыто в Москве.
"Беря за основу, в том числе, и эти предположения, турецкая сторона считает, что действия России по отношению к курдам согласуется в рамках ее единой политики, направленной на создание некоего фронта против турецкого государства", — считает он.
Что же до позиции Турции в сирийском вопросе, то тут, по мнению политолога, дела обстоят несколько сложнее. Страна изначально ставила иные цели в Сирии, стремясь к безусловному уходу Асада и создании на сирийской территории коалиционного правительства с доминированием партии, которая поддерживает идеи "Братьев Мусульман".
Но, отметил эксперт, поскольку цели изменились и позиции турецких союзников в регионе разошлись, Турция в свете изменившейся ситуации была вынуждена пересматривать свои взгляды на сирийский вопрос.
В настоящее время, по словам собеседника Spuntik, Турция, скорее всего, добивается сохранения контроля над приграничными регионами Сирии, с тем, чтобы не допустить увеличения притока беженцев. С этой целью она стремится создать некую буферную зону, которая кроме этого могла бы послужить полигоном, где будет опробована идея так называемого коалиционного правительства.
"Еще одной целью создания этой зоны является профилактика влияния сирийских курдов и опорных баз РПК, которые существуют на сирийской территории, и с которой периодически осуществляется проникновение этих элементов на территорию Турции", — отметил эксперт.
При этом Велизаде отметил, что растущее напряжение между Россией и Турцией вряд ли может явно негативно сказаться на Азербайджане, так как азербайджанская сторона выбрала равноудаленную позицию по отношению к обеим странам. И парадоксальность заключается в том, что при этом демонстрируется подход на сближение, как с Москвой, так и с Анкарой, но в различных направлениях.
По его словам, недавний визит президента Ильхама Алиева в Иран и интенсивные телефонные переговоры с президентом России Владимиром Путиным указывают на то, что азербайджанская сторона различает приоритеты в региональной политике.
Кроме этого, эксперт отметил, что естественными и стратегическими партнерами Азербайджана продолжают оставаться и России и Иран. И согласование позиций, в частности, по вопросам каспийского сотрудничества и реализации мультимодального проекта "Север-Юг" с этими странами, является исключительным приоритетом для азербайджанской стороны.
"Азербайджан рассматривает Россию и в качестве важного партнера по борьбе с терроризмом в регионе. В свете нынешних тенденций можно говорить уже о трехстороннем сотрудничестве – Иран-Россия-Азербайджан", — сказал Велизаде.
Что до отношений с Турцией, то тут он напомнил, что сегодня идет подготовка к визиту в Азербайджан президента Эрдогана. И тут в качестве приоритетов – совершенно другие темы, в частности, вопросы энергетического сотрудничества. Турция является важным партнером в реализации транспортных маршрутов. Эта тема, скорее всего, найдет отражение в повестке предстоящего визита. Тем более в этом году планируется запуск Баку-Тбилиси-Карс. Кроме этого, естественно, будут затронуты вопросы карабахского урегулирования.
По его мнению, Азербайджан продолжает рассматривать Турцию как важного партнера и союзника в решении военно-политических вопросов, связанных с этим конфликтом. При этом хочу отметить, что такое военно-политическое сотрудничество с Турцией в Азербайджане не противопоставляется военно-политическому сотрудничеству с Россией и другими странами.
Велизаде отметил, что Азербайджан в этом смысле ведет достаточно сбалансированную политику, которая с пониманием воспринимается, как в России, как и в Турции. При этом давления на Азербайджан в этом вопросе ни с одной стороны не наблюдается, заключил эксперт.