Политолог: Баку ищет точку опоры в военном сотрудничестве с США и Турцией

Азербайджан вынужден развивать военное сотрудничество, наряду с Турцией, также и с США. По мере интенсификации переговоров по NABUCCO и Транскаспийскому газопроводу растет давление на Азербайджан со стороны России и Ирана, – отмечает Эльхан Шаиноглу.

Как сообщает AZE.az, известный азербайджанский политолог, руководитель Центра Политических Исследований “Атлас” Эльхан Шаиноглу прокомментировал в интервью Regnum региональную обстановку, а также взаимоотношения Азербайджана с партнерами по региону.

– Как вы оцениваете последний визит министра обороны Турции Исмета Йылмаза в Баку?

– Состоявшийся на днях визит министра обороны Турции Исмета Йылмаза в Азербайджан и проведенные им в Баку переговоры вновь выдвинули на передний план тему военного сотрудничества между двумя странами. Прежде всего, начнем с того, что Турция верна традиции: лицо, пришедшее к власти или назначенное министром в этой союзной стране, свой первый зарубежный визит совершает в Азербайджан. И на сей раз было именно так. После своего назначения министром обороны Исмет Йылмаз прибыл в Азербайджан.

Свое удовлетворение тем, что эта традиция так бережется, выразил на встрече с Йылмазом и президент Ильхам Алиев. После встречи с Алиевым Йылмаз провел широкий обмен мнениями и со своим азербайджанским коллегой Сафаром Абиевым. На этой встрече также были обсуждены пути расширения военного сотрудничества между двумя странами.  В целом, можно считать, что этот визит был востребован.

–  Что вы имеете в виду?

– На фоне тупиковой ситуации в нагорно-карабахском урегулировании, в том числе растущего давления со стороны России и Ирана, необходимость в расширении азербайджано-турецкого военного сотрудничества стала острее, чем когда-либо. Подписанный в прошлом году президентами Азербайджана и Турции “Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой” дает возможность обоим государствам максимально повысить уровень сотрудничества в военной области. То есть это сотрудничество можно поднять до уровня российско-армянского военно-стратегического союза. Сотрудничество военно-промышленных комплексов Турции и Азербайджана также развивается по восходящей. Количество партнерских проектов в этой области растет, совместное производство оружия и техники расширяется.

–  Выходит, политический договор, о котором вы говорите, дает неограниченную возможность для расширения военно-стратегических отношений между Турцией и Азербайджаном…

– Да именно так. Фактически, соблюдение военных положений “Договора о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой” придает Турции статус гаранта безопасности Азербайджана. Другими словами, сфера влияния Карского Договора, подписанного в 1921 году и гарантирующего безопасность Нахчывана, может, расширившись, распространиться на весь Азербайджан. Аналогично тому, как если при нападении на Армению члены Договора о коллективной безопасности, а точнее Москва, должна будет защищать эту страну, так и агрессия против Азербайджана может получить адекватный отпор со стороны Турции. Не случайно, что Исмет Йылмаз в своих заявлениях в Баку подчеркнул, что независимо от формы решения нагорно-карабахского конфликта, его страна всегда будет рядом с Азербайджаном.

–  А что вы скажете о политических разногласиях?

– Трудно отделить турецко-азербайджанское военное сотрудничество от других сфер сотрудничества. Официальный Баку не спешит с отменой визового режима в отношениях с Турцией, затягивает формирование подкомитетов учрежденного годом ранее Высшего Турецко-Азербайджанского Совета по Стратегическому Сотрудничеству. Эти факторы формируют трудности в автономном развитии военного сотрудничества. Успешно развивать военное сотрудничество можно в купе с решением политических и экономических вопросов. А расширение этого сотрудничества в первую очередь нужно самому Азербайджану.

– Одновременно с растущим военным сотрудничеством с Турцией, официальный Баку отправил делегацию, состоящую из чиновников сферы обороны и национальной безопасности, и в Вашингтон…

– Азербайджан вынужден развивать военное сотрудничество, наряду с Турцией, также и с США. По мере интенсификации переговоров по NABUCCO и Транскаспийскому газопроводу растет давление на Азербайджан со стороны России и Ирана. Так, президент России Дмитрий Медведев заявил, что без согласия всех 5 прикаспийских государств, нельзя прокладывать трубопроводы на Каспии. А совершивший на днях визит в Казахстан министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи также заявил, что “нельзя допускать вмешательства и военного присутствия в Каспийском бассейне государств, не относящихся к данному региону”.

–  То есть, вы считаете, угрозы Москва и Тегерана направлены в первую очередь на Азербайджан?

– Ясно, что говоря о “военном присутствии на Каспии посторонних государств”, иранский министр намекает на военное сотрудничество Азербайджана с США. Из прикаспийских государств только Азербайджан закупает в Штатах катера и радары безопасности. Однако к этому Азербайджан принуждает агрессивная политика того же Ирана. В свое время именно иранские военные катера атаковали азербайджанское исследовательское судно на принадлежащем Азербайджану каспийском месторождении “Алов”.

Баку и Ашхабад готовятся дать “зеленый свет” проектам NABUCCO и Транскаспийского газопровода. В таком случае давление России и Ирана и на Азербайджан, и на Туркменистан еще больше возрастет. А защиту от этого давления Азербайджан может найти только в расширении военного сотрудничества с Турцией и США, заинтересованных в реализации проектов NABUCCO и Транскаспийского газопровода.