Политолог: если бы Саркози не хотел собрать голоса избирателей, армяне бы своего не добились

Силу Армении следует оценивать вместе с ее диаспорой и солидарными с нею европейскими странами. Правильнее говорить не о силе Армении, а сильных интересах европейских стран, – считает азербайджанский политолог Джавид Велиев.

Как сообщает AZE.az, азербайджанский политолог, ведущий научный сотрудник отдела анализа зарубежной политики Центра Стратегических Исследований при президенте Азербайджанской Республики Джавид Велиев прокомментировал в интервью “Новости Азербайджан” принятие Сенатом Франции законопроекта о криминализации отрицания “геноцида армян”.

– К чему может привести для Турции принятие закона Франции об уголовном наказании за игнорирование армянской версии событий 1915 года?

– В Турции опасаются того, что примеру Франции последуют другие европейские государства. Как известно, парламенты 21 стран признали события 1915 года «геноцидом». В парламентах этих стран могут быть приняты поправки о криминализации за непризнание событий «геноцидом».

Остается важным вопрос мирового престижа для Турции, которая старается создать в мире образ миролюбивого и передового государства.

Наконец, закон, который должен пройти процедуру утверждения во Франции, повторившись в других странах, будет включен в повестку дня ООН и (или) ЕС. В этом заключается план Саркози.

– В свое время СССР не признавали демократическими государствами все страны Европы, а две республики Советского Союза в ООН считались независимыми. Это не помешало СССР жить своей жизнью и развалиться вследствие внутренних причин. Чего же боится Турция? Ведь если на западе этой страны находится Запад, то на востоке – Восток, который живет по своим законам, неподвластным Европе?

– Я так не считаю. Принятие такого решения в ООН является очень опасной перспективой для турок. Конечно, Турция останется сильной державой, но турки выбрали примером своего развития Запад, его избрала турецкая элита.

Во-вторых, принятие в ООН и ЕС решения о признании событий 1915 года «геноцидом» приведет к тому, что на Турцию усилится давление со стороны западных государств. Мир может потребовать от Анкары материальной компенсации армянам и передачи им шести вилайетов. В этом дальняя цель армян. Они даже не хотят согласиться с предложением турок о совместном исследовании общей истории. В Ереване говорят, что могут только изучать маршруты насильственного переселения армян из Анатолии, и территории, на которых армяне когда-то жили.

– Как же получается, что маленькая Армения побеждает большую Турцию?

– Интересы маленькой Армении совпадают с политикой крупных европейских стран. Так было и в годы Первой Мировой Войны. Тогда французы и русские, надев на армянских крестьян свою военную форму, отправляли их на фронт воевать против Турции за свои интересы.

Следует признать силу армянской диаспоры во Франции, которая годами копила опыт и силы. Есть пассивность и неорганизованность турецкой диаспоры. Силу Армении следует оценивать вместе с ее диаспорой и солидарными с нею европейскими странами. Правильнее говорить не о силе Армении, а сильных интересах европейских стран. Если бы Саркози не хотел собрать голоса избирателей, армяне бы своего не добились. Саркози пошел на потерю голосов 300 тыс. французских избирателей турецкого происхождения, зато получил поддержку армянской диаспоры.

Я бы не говорил о существовании христианской солидарности. Речь может идти только о совпадении политических интересов.

– Есть ли у Турции инструменты для противодействия происходящему во Франции?

– Турки могут прибегнуть к санкциям против Франции, этот вопрос остается открытым. Некоторые в Турции считают, что применение антифранцузских санкций невозможно.
Турция намерена использовать международные механизмы давления на Францию, ищет правовые механизмы во Франции, хочет собрать голоса 60 французских сенаторов для обращения в Конституционный суд. Если не удастся, и Саркози не примет обращение 60 сенаторов, тогда можно будет собрать обращения простых французов об обращении в КС. Остается возможность обращения Анкары в Европейский суд по правам человека, с требованием изучения соответствия принятого закона принципу свободы слова.

– В Армении говорят, что если бы турки согласились с «геноцидом», они бы не мучались головной болью и жили с армянами мирно.

– Также считают некоторые силы внутри Турции – местные армяне и либеральные политики. Они говорят, что вместо санкций против Армении туркам лучше признать армянскую версию истории и открыть границу с Арменией.

Они молчат о том, что после признания Турцией того, что хотят армяне, сразу же встанет требование о компенсации, включая передачу армянам шести крупных турецких вилайетов. В Турции нет серьезных сил, готовых пойти на такое абсурдное решение.

В Армении должны это четко понимать. Если армяне такие умные и благородные, пусть вначале выйдут с азербайджанской земли, помирятся с Азербайджаном и живут без блокады.