Политолог: есть шанс для прихода к власти в Армении Тер-Петросяна

Азербайджан исчерпал весь лимит своих компромиссов в переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию.

За последнее время мы наблюдаем вялотекущий, но постоянный переговорный процесс, идет поиск каких-то взаимоприемлемых решений, выдвигаются определенные предложения в плане решения затянувшейся Карабахской проблемы, заявил азербайджанский политолог, профессор Западного университета Фикрет Садыхов, передает AZE.az со ссылкой на Новости-Азербайджан.

– Считаете ли вы результативным вариант урегулирования карабахской проблемы с постепенным турецко- армянским сближением, который был ранее озвучен зам.министра иностранных дел АР Аразом Азимовым?

– Я думаю, что подобный вариант урегулирования этой проблемы вероятен, и скорее всего подобное предложение было сделано Минской группой, да и самой Турцией, как стороной, заинтересованной в урегулировании карабахской проблемы. Ясно, что в конечном итоге применение такого варианта может привести к открытию турецкой границы с Арменией.

Азербайджан не должен возражать против этого, так как понятно, что турецкие границы откроются после того, как будут освобождены захваченные Арменией азербайджанские земли. Ну а после выдвижения на повестке дня статус Нагорного Карабаха будет объектом пристального внимания двух конфликтующих сторон и посредников Минской группы. Таким образом, степень решения карабахской проблемы можно будет тесно увязать с турецко-армянским сближением, что, в принципе, в интересах трех сторон.

По сути, сегодняшняя ситуация заторможена из-за упрямства армянской стороны, которая отказывается принимать обновленные Мадридские принципы, игнорирует интересы Азербайджана. Тем не менее, Армения должна признать, что если она заинтересована в сближении с Турцией, то соответственно ей следует делать какие-то выводы и шаги навстречу.

Что касается нас, то Азербайджан исчерпал весь лимит своих компромиссов, поскольку при наличии семи захваченных районов и потерянного Нагорного Карабаха почти 20 лет мы участвуем в бесконечных переговорах.

– Армения заинтересована в решении вопроса статуса Нагорного Карабаха и в скорейшем проведении референдума…

– Несомненно. Это вполне естественно, так как выходцы из Карабаха являются нынешними руководителями Армении. Однако для Азербайджана, не получив свои территории, не вернув своих беженцев в эти семь районов, устраивать какой-то торг по статусу нагорного Карабаха было бы неразумно и оскорбительно.

Все это Армения должна осознать, иначе она может столкнуться не с политическими и экономическими, а с военными проблемами.

– Может ли нестабильная внутриполитическая ситуация в Армении привести к смене существующей власти?

– Внутриполитическая ситуация в Армении, действительно, недостаточно стабильная, поскольку народные массы открыто проявляют недовольство, оппозиционные круги требуют отставки Саргсяна и всего его окружения. Однако ситуация внутри страны все еще контролируема, и до кризисной точки не дошла. Саргсян пока еще в состоянии противостоять оппозиционным силам. Но, если события будут развиваться по нарастающей, и оппозиционные силы создадут внутри Армении взрывоопасную ситуацию, угрожающую существующему режиму, то, чтобы удержаться у власти, Саргсян может пойти на какие–то определенные шаги. Вплоть до введения военного положения и провокаций на границе, чтобы отвлечь внимание масс от внутриэкономических и социальных проблем. Но даже при таком развитии событий я думаю, что Саргсяну не удастся удержаться у власти долгое время.

– В случае, если к власти придет экс-президент Армении Тер-Петросян, что может измениться в плане урегулирования карабахского конфликта?

– Надо признать, что на сегодняшний день в Армении достаточно ярких оппозиционных лидеров, кроме Тер-Петросяна, нет. К тому же его поддерживает Запад, он – первый президент, хорошо знакомый с регионом и имеющий руководящий опыт. Поэтому есть все шансы для его прихода к власти в Армении.

Но я не думаю, что нужно питать иллюзии относительно того, что с приходом к власти Тер-Петросяна решатся все проблемы региона. Скорее всего, речь может идти о тактических изменениях, потому что, если Саргсян при поддержке российских кругов проявляет откровенное политическое упрямство, не соглашаясь ни на какие варианты и руководствуясь определенными соображениями внутриполитического характера, то Тер-Петросян, в отличие от него, в определенной степени более гибкий политик.

В свое время он даже был готов на поэтапный план возвращения азербайджанских территорий, после чего и был устранен от власти тем же карабахским кланом, который понимал, что, в принципе, это является серьезной уступкой Азербайджану. Поэтому в случае смены власти могут быть внесены какие-то коррективы в нынешний курс политического руководства Армении, что, в свою очередь, может сдвинуть с мертвой точки процесс армяно-азербайджанского урегулирования.

Я считаю, что Тер-Перосян – более трезво мыслящий политик, и он понимает, что для того, чтобы установить нормальные взаимоотношения с Западом и с Россией, и не быть зависимым от каких-то подачек, надо решать вопросы с Азербайджаном, открывать границы с Турцией. А это все взаимосвязанные проблемы, решать которые в одностороннем порядке и по отдельности невозможно.