Политолог: Иран находится на прицеле внешних сил

Азербайджанские политологи прокомментировали информацию о покушении на президента Ирана.

“Сложно гадать, что на самом деле произошло с президентом ИРИ в ходе посещения города Хамадана. Те самые СМИ, которые первыми сообщили о покушении, позднее сами себя опровергли. А иранские источники не подтверждают факт покушения”, – заявил политолог и дипломат Фикрет Садыхов, комментируя сообщения о покушении на президента ИРИ Махмуда Ахмадинеджада, совершенного накануне, передает AZE.az со ссылкой на “Эхо”.

Напомним, что согласно ряду СМИ, террорист с близкого расстояния бросил бомбу в кортеж Ахмадинеджада, проезжавшего по улицам города Хамадана. Сам президент при подрыве бомбы не пострадал, однако несколько человек, находившихся поблизости, были ранены – взрывом был задет автомобиль, в котором находились аккредитованные журналисты и люди из президентского окружения. Террорист был задержан на месте. Бомба, которую он использовал, оказалась “самодельным взрывным устройством”, утверждают источники Reuters в окружении президента. Тем временем иранский телеканал Al-Alam сообщает, что бросивший петарду человек хотел лишь поприветствовать главу государства, посетившего город Хамадан.

Если предположить, что покушение действительно было, то, по словам Ф.Садыхова, в этом интересы внешних силы и ряда внутренних групп совпадают. “Любая внутренняя акция, направленная против режима, поддерживается внешними силами. Но то, что это осуществляют внутренние силы, несомненно, и это те самые силы, интересы которых не расходятся с задачами и интересами внешних сил, желающих дестабилизировать политический режим, правящий в ИРИ”, – отметил он.

При этом политолог добавил, что в настоящее время Иран находится на прицеле внешних сил. Против него введены различные санкции. Все это делает ИРИ в определенном смысле уязвимой в плане каких-либо акций, в том числе и террористических попыток дестабилизации внутри страны. “На этом фоне ничего исключать нельзя”, – заключил Ф.Садыхов.

В свою очередь представитель Движения национального пробуждения Южного Азербайджана (ДНПЮА) в Баку Агры Гарадаглы не исключает, что покушение на Ахмадинеджада все же действительно было. И хотя представители правящего в ИРИ режима этого не признают, несколько человек получили ранения.

“Возможно, это политическая провокация, организованная самим режимом. До сих пор не обнародовано имя человека, которого арестовали спецслужбы Ирана. Не исключено, что это их человек, и пока его имя держат в тайне. Возможно, скоро его имя обнародуют и заявят, что он сторонник оппозиции”, – пояснил он.

Одновременно эксперт сообщил, что согласно законодательству ИРИ, за подобное преступление виновного могут приговорить как минимум к пожизненному заключению, хотя могут приговорить и к смертной казни. “Данный инцидент, произошедший накануне в иранском городе Хамадане, окутан многими неизвестными нюансами. Поэтому достоверно утверждать, что это было – инсценировка или покушение – не приходится. Вероятнее всего, это станет одной из тайн иранской политической жизни последнего времени”, – считает политолог Парвин Дарабади.

По словам эксперта, представителям официального Тегерана невыгодно подтверждать факт покушения, которое может быть истолковано, как слабость власти. “С другой стороны, если произошедший инцидент инсценировка, хотя сомневаюсь в этом, такие игры очень опасны. Тем более на Востоке. В следующий раз это может вылиться в серьезный акт. Такими вещами не шутят. Вполне возможно, что это была хлопушка, и она создала такой большой шум. Это не исключено”, – продолжил он.

Хотя, если допустить, что покушение действительно было, определить, кто стоит за этим, внешние или внутренние силы, возможно после того, как обнародуют имя человека, задержанного в ИРИ. “Однако то, что Ахмадинеджад пользуется достаточной популярностью в иранском обществе, факт. Иранская власть стабильна, сильна и способна защитить себя. Покушения на главу государства происходили не только на Востоке, но и в самой могущественной страны мира США. Не уберегли Кеннеди, Рейган был ранен. От этого никто не гарантирован. Террорист, который идет на подобный шаг, рискует своей жизнью. И остановить такого террориста очень сложно”, – заключил он.