Политолог: «Нынешний год – это год паузы в процессе урегулирования карабахского конфликта»

Исходя из внутриполитического контекста развития ситуации и в Армении, и в Азербайджане в год выборов какие-то резкие движения с точки зрения урегулирования карабахского конфликта вряд ли будут, считает российский политолог Алексей Власов.

Как передает AZE.az, исполнительный директор политологического центра «Север-Юг», известный российский политолог Алексей Власов в интервью SalamNews заявил, что нынешний, 2013 год – это год паузы в урегулировании конфликта, в процессе диалога, ведущего к урегулированию карабахского конфликта.- Согласны ли Вы с мнением, что в этом году – году выборов для Армении и Азербайджана – никаких подвижек и активности в контексте армяно-азербайджанского урегулирования ожидать не стоит? Никаких подвижек нет до сих пор, являются ли они практически нереальными в нынешнем году?- Я неоднократно подчеркивал, что, исходя из внутриполитического контекста развития ситуации и в Армении, и в Азербайджане, в год выборов какие-то резкие движения с точки зрения урегулирования карабахского конфликта вряд ли будут. Вряд ли на это пойдут официальные Ереван и Баку. Тем более, что в Армении достаточно сложная социально-экономическая ситуация, и это также добавляет определенные проблемы.

И нынешний, 2013 год – это год паузы в урегулировании конфликта, в процессе диалога, ведущего к урегулированию карабахского конфликта. Только с 2014 года наметится возобновление более активного диалогового процесса.- Возможно ли повторение кровопролития и трагических событий в Армении в ходе нынешних президентских выборов? Являются ли противоречия на внутриполитической арене настолько серьезными, чтобы говорить о возможности выхода ситуации из-под контроля?- Ситуация в Армении за прошедшее время несколько изменилась с той точки зрения, что на этих выборах у Саргсяна нет сильных конкурентов – ни со стороны одного из богатейших людей страны, лидера «Процветающей Армении» Гагика Царукяна, ни со стороны непримиримой оппозиции в лице Армянского национального конгресса.Интрига изначально заключалась в том, пойдет ли на выборы Царукян, рейтинг популярности которого достаточно высок.

Никто из экспертов не предполагал, что нынешний президент проиграет, но можно было бы тогда рассчитывать на второй тур и для Царукяна это был бы не прицел на победу – он, скорее всего, понимал, что шансы у действующего президента Армении выше. Но второй тур и два кандидата, которые конкурируют между собой на достаточно близкой электоральной поддержке, – вот это было бы реальной возможностью в будущем выйти на двухпартийную систему.АНК и, возможно, дашнаки поддержали бы Царукяна виртуально, если бы он принял решение участвовать в выборах.

Но получилось то, что получилось. И я думаю, что это показатель нежелания политической элиты Армении идти на поляризацию ситуации внутри элиты и в стране в целом. Из этого вытекает, что, скорее всего, эти выборы пройдут без каких-либо скандалов и массовых акций оппозиции, как это было в прошлый раз.

И это отчасти свидетельствует о том, что внутриполитический процесс в Армении может пойти по пути стагнации, т.е. формирования такой модели, когда республиканцы будут иметь абсолютное доминирование – и на уровне управления в регионах, и на уровне распределения основных министерских постов.«Процветающая Армения» в силу каких-то причин выбрала такой путь, который обеспечивает большее доминирование правящей элиты и Республиканской партии.

Если бы Царукян пошел на выборы, ситуация развивалась бы в ином ключе, и дальнейшая политическая жизнь Армении была бы более конкурентной.Что касается экономики, то высказываются разные точки зрения и внутри самой Армении, и международными экспертами, которые внимательно следят за развитием социально-экономической ситуации в республике. Я считаю, что ситуация достаточно непростая: это касается и показателя миграции, и показателя безработицы.

Главный вопрос – это отток населения из республики как раз из-за сложившейся тяжелой социально-экономической ситуации. Эти проблемы никуда не уйдут, и их должны будут решать новый старый президент страны Серж Саргсян и та управленческая элита, которая постепенно приходит во власть.Кстати, в Армении все-таки идет процесс обновления элиты.

И это уже люди с другими взглядами, получившие другое образование и взирающие на геополитическую перспективу Армении иначе, чем старшее поколение армянских управленцев. Так что здесь непростая, противоречивая и очень сложная ситуация, и момент выборов – это только точка отсчета, а не итог политического процесса.- Вы уверены, что сторонники Левона Тер-Петросяна, да и все недовольные нынешним режимом спокойно примут победу Саргсяна и его второй срок президентства? Ведь противоречия и недовольства в Армении на таком серьезном уровне, что невозможно этого не заметить – это и социально-экономические проблемы, и внутриполитические противоречия, и даже межклановая борьба «карабахских» и «ереванских».- Я не думаю, что в этом году со стороны АНК будут столь же радикальные активные акции протеста, происходившие ранее в Армении.

Мне кажется, что в последние полгода-год заметна какая-то инерция в действиях лидеров армянской оппозиции. И в этом может быть причина внутреннего характера.

Какой-то яркой альтернативы и экономической, и политической программе, которую предлагают республиканцы, АНК предложить, по сути, не может. И все основывается на личных качествах и безусловной харизме первого президента Армении. Может, я ошибаюсь, но у меня ощущение, что он сам уже устал от постоянного пребывания в оппозиции, что требует сверхусилий.

И этот острый физический и психологический ресурс у Тер-Петросяна немного сократился, но не исчерпан. Поэтому такого мощного противостояния со стороны АНК в этом году ожидать не стоит.- Затишье в переговорах по Карабаху разбавилось недавним указом президента России о совершенствовании военно-технического сотрудничества РФ с Арменией, а также информацией в азербайджанской прессе касательно продолжающихся незаконных и даже законных поставок Россией вооружения и тяжелой техники Армении в условиях сохраняющейся оккупации ею пятой части территории Азербайджана.

Как можно это охарактеризовать – продолжение ли это традиции законно и незаконно вооружать агрессора, претендуя в то же время на роль якобы объективного посредника, или же определенный ответ Москвы на Габалу?- Я думаю, ни то, ни другое, потому что, как правильно заметил один из руководителей партии «Ени Азербайджан», комментируя этот же вопрос, в самом этом событии нет ничего удивительного. Многие азербайджанские политики не рассматривают это соглашение как принципиально новое, разрушающее наметившееся в последние 2-2,5 года стремление России выдерживать баланс, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества с Арменией и Азербайджаном. Поэтому и в самом Азербайджане достаточно по-разному оценивают эти события.

Есть радикальные мнения, а есть и такие, кто более спокойно и здраво смотрит на вещи. И точка зрения господина Ахмедова мне близка.Вообще, вопросы отношений между Россией и Арменией все больше и больше уходят в сферу прагматизма, в сферу экономики, потому что мы прекрасно понимаем, что с учетом сложной социально-экономической ситуации Армения ожидает поддержки в финансовой и экономической сфере.

И Россия рассматривает взаимодействие с Ереваном через призму уже новых евразийских реалий. И вот здесь есть блок вопросов, который нуждается в переосмыслении, потому что часть армянской политической элиты не готова каким-либо образом уже сейчас рассматривать вопрос о ближайших перспективах движения Армении в сторону более тесной евразийской интеграции. Поэтому экономика и со стороны Армении, и со стороны России будет все больше доминировать в среднесрочной перспективе над вопросами военно-политического сотрудничества, учитывая достаточно непростую ситуацию в самой Армении.Между Россией и Арменией есть определенный пакет соглашений, который включает и военно-техническое сотрудничество.

Каждый раз, когда появляется такая информация, начинается вполне понятная реакция со стороны азербайджанских СМИ. Но если обратить внимание, то реакция азербайджанских политиков достаточно спокойнее. Мне думается, не стоит рассматривать эти действия как ответ России на решение по Габалинской РЛС.

Пока не состоялась встреча между Путиным и Алиевым. Я надеюсь, что в ближайшем будущем она состоится.

И я уверяю вас, что если состоятся переговоры на уровне первых лиц, то многие проблемы, которые не решены сейчас, будут урегулированы в ходе переговоров на высшем уровне. Мне кажется, что СМИ не стоит педалировать те сюжеты, которые не раскрыты, не разработаны до конца. Есть хорошая поговорка «Поживем–увидим!», поэтому здесь нужно просто выдержать паузу..