Политолог: о такой смерти бин Ладен и мечтать не мог

В противовес желанию президента США Барака Обамы кому-то очень хотелось смерти бин Ладена, чтобы он не предстал перед Международным судом, иначе обязательно всплыла бы история создания, как движения «Талибан», так и радикальной организации «Аль-Каиды», – считает азербайджанский политолог Рауф Раджабов.

Как сообщает AZE.az, политический аналитик, главный редактор информационно-аналитического агентства «3rd view» Рауф Раджабов в интервью Новости-Азербайджан прокомментировал спецоперацию войск США по уничтожению Усамы бин Ладена.

– В последнее время появляются взаимоисключающие друг друга подробности операции по ликвидации бин Ладена. С чем это связано?

– Прежде, чем ответить на этот вопрос, хотел бы напомнить, что накануне операции по ликвидации Усамы бин Ладена в США произошла смена руководства силового блока – главы Пентагона и ЦРУ. Я не думаю, что даже такая страна, как США способна сменить силовиков накануне проведения такой экстраординарной, суперважной операции на территории Пакистана. Как правило, такого рода спецоперации проводятся в соответствии, как с требованиями военного искусства, так и с теми классическими разработками, которые имеют на вооружении на сегодняшний день все спецслужбы мира.

Следовательно, довести операцию, разрабатываемую несколько лет до своего финала, должно было руководство Пентагона и ЦРУ, в чьей разработке оно и находилось. Только после выполнения данной задачи оно и должно было покинуть занимаемые посты. В данном же случае происходит ровно наоборот: буквально накануне операции происходит замена силовиков. А ведь это было не рядовое событие, в котором заинтересованы только США, а событие международного масштаба.

Следует помнить, что антитеррористическая операция проводилась в Ираке, ведется в Афганистане. Косвенно и на прямую с этим вопросом увязаны и иранская ядерная программа, урегулирование ближневосточного конфликта, события на Балканах, Северном Кавказе, а также Центральной Азии (ЦА). Я имею в виду Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и «Хизб-ут-Тахрир», которые значительно активизировались на территории ЦА. В таком контексте официальный Вашингтон должен отдавать себе отчет в том, что данная операция касается не только США и родственников и близких трех тысяч погибших 11 сентября 2001 года.

На мой взгляд, противоречивые высказывания советника президента США и пресс-секретаря Белого Дома, а также новых американских силовиков, наглядно демонстрирует отсутствие четкой координации между различными институтами силового блока США. В таком случае возникает вопрос, как тогда была возможна операция в условиях отсутствия координации?

Кроме того, если верить последним заявлениям американских чиновников, бин Ладен лично не оказывал сопротивления. А из того числа людей, которые на момент проведения операции находились в здании, только у троих имелось стрелковое оружие. Выходит, что информация об ожесточенном бое, длившемся 40-45 минут, также не соответствует действительности.

Я считаю, что американские морские пехотинцы должны были взять бин Ладена в плен. Я не говорю о пленении второстепенных лиц, которые никакого отношения к деятельности бин Ладена не имели, а только его лично. Именно в этом контексте операция американского спецназа была провальной. Бин Ладен должен был быть пленен и предан Международному суду, а не американскому.

Дело в том, что «Аль-Каида» действует по всему миру, и осуществляла теракты во многих странах мира. Тем более что бин Ладен был признан террористом №1 всем миром, а не только США. В этом отношении официальный Вашингтон должен с пониманием относиться к международному праву, ведь ликвидацией бин Ладена силовики предотвратили появление нужного прецедента. Это тем более важно сегодня, когда в отношении международного права имеются очень серьезные нарекания. Но не думаю, что страна – постоянный член СБ ООН, возглавляющая международную антитеррористическую операцию в Афганистане, ответственная за будущее Ирака, может поступать таким образом с международным правом.

На мой взгляд, в настоящее время в международных взаимоотношениях образовался большой правовой вакуум, иными словами появился прецедент правового нигилизма. Хотя, в свое время этот прецедент был создан Израилем, который уничтожал нацистских преступников и лидеров палестинского движения. Этот прецедент продолжила Россия на Северном Кавказе, систематически уничтожая полевых командиров и боевиков.

Сегодня этот прецедент продолжает США. Но это не выход в разрешении межгосударственных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Чем тогда отличается террор от таких действий государства, которое без суда и следствия лишает жизни того или иного человека. Даже несмотря на то, что этот человек является преступником и действительно заслуживает смерти за свои злодеяния.

Но ведь имел же место и иной прецедент: суд и казнь Саддама Хусейна, суд над Милошевичем и его сподвижниками. В судах были засвидетельствованы факты геноцида, и подсудимые отвечали по закону за свои преступления. Этот прецедент тем более важен, когда еще не решена проблема Ливии. Возникает вопрос: что делать с Муаммаром Каддафи? Уничтожать физически или же перевести решение конфликта в политическую плоскость с последующим привлечением Каддафи к судебной ответственности за происходящие события? А что же тогда делать с президентом Йемена Салехом и президентом Сирии Баширом Асадом, которые, также виновны в гибели сотен мирных людей в своих странах?

Вероятно, что в противовес желанию президента США Барака Обамы кому-то очень хотелось смерти бин Ладена, чтобы он не предстал перед Международным судом, иначе обязательно всплыла бы история создания, как движения «Талибан», так и радикальной организации «Аль-Каиды». Ведь судить необходимо не бин Ладена, а организацию «Аль-Каида». Это уже не просто радикальная организация, действующее как классическое повстанческое движение, это радикальная идеология. Она настолько разрослась, что охватила весь мир и условно разделила его для радикалов на неправоверный Запад и правоверный Восток.

– А был ли бин Ладен в действительности убит именно 1 мая или это произошло уже давно?

– Если верить главе МИД Пакистана, то официальный Исламабад еще в 2009 году сообщил американцам точное местонахождение бин Ладена. В этом контексте стоит вспомнить о начале переговоров между талибами и правительством Хамида Карзая в Афганистане, инициированных как раз в 2009 году. На мой взгляд, уничтожение бин Ладена было предопределено тогда, когда талибы и «Аль-Каида» отказались пойти на компромисс с правительством Карзая.

Знаменательно, что Карзай, узнав о проведенной операции по уничтожению бин Ладена, сказал, что и с талибами могут поступить соответствующим образом. Ведь США и НАТО требуют от талибов только одного – отказа от сотрудничества с «Аль-Каидой». До апреля текущего года были надежды на то, что талибы согласятся на это требование. Но талибы на это не пошли. Более того, буквально за день до этой операции – 30 апреля талибы заявили, что 1 мая начинают широкомасштабное наступление по всему Афганистану. Теперь получается, что, только убедившись в отсутствии компромисса со стороны талибов, американцы провели операцию по уничтожению бин Ладена. Хотя возможно, что бин Ладен был ликвидирован и задолго до 1 мая текущего года. А сейчас потребовалось узаконить произошедшее.

Сложившаяся теперь ситуация на первый взгляд выгодна США, властям Афганистана и движению «Талибан», так как «Аль-Каида» обезглавлена, и нет необходимости выполнять предъявленное ранее требование. Однако это не так.

– Что будет происходить в мире после ликвидации бин Ладена?

– Объединение ФАТХ и ХАМАС – первый итог ликвидации бин Ладена. С другой стороны смерть бин Ладена не может не сказаться на ухудшении военно-политической обстановки в Афганистане и Пакистане.

Более того, смерть бин Ладена сделала из него мученика, погибшего безоружным, и сотворила из него икону для его настоящих и будущих последователей и сторонников. О такой смерти бин Ладен и мечтать не мог. Лучшего «подарка» для него морские пехотинцы и придумать не могли. Хотя этого совершенно не надо было делать.

Теперь следует ожидать рост эскалации и в соседних странах: Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, где активизируются местные исламские движения и организации. Геополитический проект «Аль-Каиды» трансформируется, и это только еще более ухудшит геополитическую и военно-политическую обстановку в горячих регионах мира.