Азербайджанский политолог прокомментировал планы Путина относительно постсоветских стран.
Как сообщает AZE.az, руководитель Центра политических исследований “Атлас” Эльхан Шахиноглу считает, что предлагаемый Путиным Евразийский Союз, это что-то между СССР и ЕС.
Азербайджанский политолог в интервью Regnum прокомментировал высказывания российского премьера Владимира Путина.
– Как вы оцениваете инициативу премьер-министра России Владимира Путина по созданию Евразийского Союза?
– Инициатива Владимира Путина, реального кандидата в президенты на предстоящих в 2012 году выборах, по созданию нового Евразийского Союза сразу же стала предметом бурного обсуждения в Азербайджане. Понятно, что любой кандидат в президенты стремится включиться в выборы с привлекающими внимание лозунгами и программой.
Так, Дмитрий Медведев пришел к власти с лозунгами о необходимости проведения модернизации и борьбы с коррупцией. Однако, ему за эти годы так и не удалось достичь серьезных результатов ни в том, ни в другом направлении: и нефть, и газ по-прежнему являются основными источниками доходов России. Но такой напасти, как невыполнение предвыборных обещаний, подвержен не только Медведев.
Например, президент США Барак Обама тоже пришел в Белый дом с лозунгами “Перемены” и “Мы это сможем!”. Но в недавнем интервью, он все же признался, что не смог произвести серьезного перелома в экономике США и, ссылаясь на результаты последнего опроса, намекнул, что на очередных выборах может и не победить. А вот предвыборный лозунг Путина – это Евразийский Союз. С большой долей вероятности можно утверждать, что этому лозунгу уготована та же горькая судьба, которая оказалась у всех предыдущих предвыборных слоганов.
-В целом, какие выводы можно сделать из статьи Путина в “Известиях”?
– Во-первых, невольно возникает вопрос: почему Путин считает, что есть необходимость еще в одной структуре с участием России, когда уже имеются Российско-Белорусский Союз, Союз Независимых Государств (СНГ), Договор о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Евразийский Экономический Союз, Шанхайская Организация Экономического Сотрудничества? А что касается статьи Путина в “Известиях” о Евразийском Союзе можно сделать следующие 3 вывода: Первое: Путин хочет объединить взаимоотношения с союзными государствами в надстроечной структуре. Второе: в регионе следует сформировать структуру, способную в перспективе конкурировать с Европейским Союзом. И наконец, третье: с созданием Евразийского союза гегемония России должна усилиться.
– Можно ли назвать Евразийский Союз новым СССР?
– Евразийский Союз – это что-то между СССР и ЕС. Хотя премьер-министр России и утверждает, что создание Евразийского Союза вовсе не означает восстановления СССР, он все же подчеркивает, что тесная интеграция на политической и экономической основах является требованием времени. Замысел Путина состоит в формировании политического и военного блока, ядро которого составит Россия.
Будучи еще президентом, Путин, выступая в Мюнхене на конференции по международной безопасности, говорил о необходимости положить конец гегемонии США в мире. Видимо, заняв президентское кресло, он будет пытаться реализовать эту свою идею. Другими словами, Путин хочет создать новый силовой центр наряду с уже существующими – США и Европейским Союзом.
– Какие рычаги управления может иметь новое образование?
– В своей статье Путин дает понять, что хорошо знает сильные и слабые стороны Европейского Союза. В чем сила ЕС, известно, а в чем Путин видит его слабые стороны, на которые он намекает? Наверное, он имеет в виду возникшие в последние годы в ЕС экономические проблемы, финансовый кризис в Греции, Италии и Португалии. Путин претендует на то, что в Евразийском Союзе, аналогичных проблем не будет и в чем-то он будет превосходить ЕС. Это довольно смелая заявка. Но с какими странами и технологиями можно достичь этой цели?
Россия, как и ее соседи, ничего, кроме нефти и газа, не может предложить мировому рынку. Медведев, назвав это модернизацией, пытался создать в Сколково парк современных технологий. Под эту программу было выделено очень много средств, однако пока о каких-либо серьезных результатах говорить не приходится. Недавно отправленный в отставку министр финансов России Алексей Кудрин, будучи ещё вице-премьером, говорил о том, что идея Сколково очень дорого обойдется России в прямом смысле слова. Поэтому кроме формального аббревиатурного совпадения (и там, и тут ЕС) говорить о равных возможностях между Евразийским Союзом и Европейским Союзом пока не приходится.
– Тем не менее, какие предположительно государства могут стать членами нового образования?
– Государства, которые Путин может однозначно привлечь в Евразийский Союз, известны: это Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Армения. Эти государства и без того в той или иной степени всегда находятся рядом с Россией.
– А как же другие страны и Азербайджан?
– Вхождение в этот союз Азербайджана, Грузии, Украины, Молдовы и даже Туркменистана и Узбекистана, весьма проблематично. Если Москва оказывает военную поддержку Армении, оккупировавшей примерно 20% территории Азербайджана, расчленив Грузию, официально признает Абхазию и Южную Осетию, затягивает решение проблемы Молдовы – Приднестровья, то как эти государства могут войти в единый союз с Россией?
Пока Кремль не откажется от политики “разделяй и властвуй!”, его предложения об интеграции не найдут отклика у этих стран. Относись Россия к своим соседям одинаково, Азербайджан в свое время мог бы войти даже в такую структуру как Договор о Коллективной Безопасности. Но Кремль выбрал другой путь. Интересно, как представляет себе Путин членство Азербайджана и Армении в Евразийском Союзе при нерешенности Карабахского конфликта?
– А как Евразийский Союз сможет взаимодействовать с другими структурами?
– Вообще-то Евразийский Союз обещает проблемы даже тем государствам, которые войдут в эту структуру. Возьмем Таможенный Союз, куда вошли Россия, Беларусь и Казахстан. Учредив этот союз, Россия далеко в будущее отодвинула свое вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). ВТО объявила, что пребывание в ее рядах и членство в Таможенном Союзе несовместимы.
Такая же проблема может возникнуть и в связи с Евразийским Союзом. Всемирная Торговая Организация ставит перед государствами, претендующими на членство, определенные условия, связанные с товарооборотом и таможенными правилами. Государства-претенденты могут войти в ВТО, только если выполняют эти требования. А товарооборот и прозрачность таможни в Евразийском Союзе могут быть построены на совершенно иных условиях.
В таком случае, может возникнуть глубокая несовместимость между Всемирной Торговой Организацией и Евразийским Союзом. Наконец, Путин пишет, что создание Евразийского Союза пойдет на пользу живущим в этом регионе народам. Весьма примечательно, что в тот самый день, когда статья Путина вышла в “Известиях”, Москва в ООН наложила вето на постановление о санкциях против Сирии. То есть Кремль фактически воздержался от осуждения массовых убийств в Сирии. Так кому при такой политике может быть польза от предполагаемого нового союза?