Политолог: После 12 февраля многие моменты в отношениях Азербайджана и США прояснятся

После 12 февраля многие моменты в отношениях Азербайджана и США будут более ясны, чем сегодня, считает политолог Арастун Оруджлу.

Как передает AZE.az, после приезда нового посла Секуты, после обсуждений в Конгрессе и после проведения первого консультативного совета проекта «Южный газовый коридор» в Баку многие моменты будут более ясны, чем сегодня. Об этом  Новости-Азербайджан сказал политолог Арастун Оруджлу, комментируя приезд в Баку нового посла США Роберта Секуты.

Новый посол США в Азербайджане Роберт Секута 12 февраля прибывает в Азербайджан. Во вторник было обнародовано его приветственное видеообращение, в котором он обозначил три приоритета своей деятельности в АР, среди которых региональная безопасность, экономическое развитие, в том числе ликвидация безработицы среди молодежи, и демократическое развитие.

В тот же день – 12 февраля – в Конгрессе США пройдут слушания на тему «Азербайджан – США, интересы в области безопасности, энергетики и прав человека», а в Баку состоится первый консультативный совет проекта «Южный газовый коридор».

Кроме того, на этой же неделе приступает к своим обязанностям новый посол США в Армении Ричард Миллс.

«Начало деятельности новых послов США в Азербайджане и в Армении – это чисто случайное совпадение. Не думаю, что с этим что-то конкретно связано. Потому что, независимо от того, какой посол представляет страну – естественно, его личность и опыт имеют значение – но самую важную роль играют сами приоритеты внешней политики государства в отношении той или иной страны. В данном случае – США в отношении Азербайджана и Армении», – отметил политолог.

Это совпадение не стоит принимать как что-то очень важное или особенное, считает он.

По словам Оруджлу, больший интерес вызывает совпадение приезда нового посла США в Баку с проведением слушаний по Азербайджану в Вашингтоне и с первым консультативным советом Южного газового коридора.

«Слишком много событий в один день. Будем думать, что это совпадение случайно», – подчеркнул собеседник агентства.

Что касается внешнеполитических приоритетов США в Азербайджане, то, по мнению политолога, они в принципе не изменились.

«Можно сказать, что приоритеты, озвученные послом Секутой, всегда присутствовали – это сотрудничество в энергетической области, по вопросам безопасности и демократия, права человека. Последнее недавно вошло в это тройку. Раньше оно было в шестом-восьмом пункте внешнеполитических приоритетов в отношении Азербайджана. Это связано с теми шагами, которые Азербайджан имел в отношении различных институтов США в Баку», – сказал Оруджлу.

Отношения между Азербайджаном и США потребуют много усилий для того, чтобы хотя бы вернуться к исходному положению, считает политолог.

В этом отношении, отметил он, как видно из видеообращения нового посла, он настроен оптимистично, думает, что можно восстановить отношения, продолжать сотрудничество, может быть, даже в духе стратегического партнерства.

Однако, полагает эксперт, верность его ожиданий покажет время, потому что «это зависит не только от воли и личности нового посла США, не только от стараний его страны, но и от азербайджанской стороны, от России, от региональных процессов и от очень многих других факторов».

«Сегодня Азербайджан готов к тому, чтобы участвовать в обеспечении энергетической безопасности Европы или в политике энергетической диверсификации Европы, но, как мы видели из последних выступлений президента Ильхама Алиева и других лиц, фактически никто со стороны Запада не собирается участвовать в инвестировании этих проектов. Здесь остаются определенные вопросы», – добавил Оруджлу.

Политолог считает, что после приезда посла Секуты, после обсуждений в Конгрессе и после проведения первого консультативного совета проекта «Южный газовый коридор» в Баку многие моменты будут более ясны, чем сегодня.

Тот факт, что Секута не коснулся вопроса карабахского урегулирования в своем видеообращении, не вызывает у эксперта удивления.

«Год назад американцы, западники старались взять реванш в карабахском вопросе, но после того, как ситуация в Украине осложнилась и фактически перешла в фазу войны, я думаю, что сейчас следует быть более осторожными, не особо броско выдвигать какие-то инициативы по карабахской теме», – сказал Оруджлу.

По его словам, карабахский вопрос больше зависит от взаимоотношений крупных сил – США, России и Европы, от их совместных усилий и желаний, чем от послов и даже от самих государств.

«Если они захотят решить конфликт вместе и придут к общему знаменателю, я думаю, что разрешение конфликта сдвинется с мертвой точки. А пока опыт показывает, что в странах-посредниках в карабахском урегулировании нет особого энтузиазма в решении вопроса. Видимо, никто не хочет нарушить устоявшуюся общественно-политическую ситуацию в Азербайджане и Армении», – заключил политолог.

Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов – 20% территории Азербайджана – находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.

В результате оккупации территории Азербайджана около миллиона граждан страны стали вынужденными переселенцами и беженцами.

В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.

Принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению Нагорно-Карабахского региона и других оккупированных территорий до сих пор не выполняются Арменией.