Политолог: поставляемое в Армению российское оружие попадает в Иран

Азербайджану приходится балансировать между различными политическими силами в регионе.

Политолог Расим Агаев прокомментировал азербайджано-иранские отношенияю Он отметил, что отношения между двумя странами в целом уже длительное время переживают кризис, передает AZE.az со ссылкой на ANS Press.

По мнению политолога, это связано в значительной мере с санкциями, давлением, которое оказывают США и западные страны в связи с ядерной программой Ирана. “Однако мне представляется, что если бы даже не было бы ядерной иранской программы, то ее пришлось бы придумать. Поскольку многие эксперты обращают внимание на то, что ядерная программа Ирана, несмотря на шумиху вокруг нее и вокруг иранских руководителей, очень опасно напоминает ситуацию, которая предшествовала американской агрессии против Ирака”, – отметил Р.Агаев.

Он напомнил, что никакого оружия массового поражения в Иране не нашли, хотя говорили, что эта страна обладает ядерной бомбой, бактериологическим и химическим оружием: “Мухаммед Аль Барадеи официально заявил, что никакого такого оружия не было найдено. Поэтому я полагаю, что вопрос стоит глубже, шире и совершенно иначе. Речь идет о том, что Исламская Республика Иран пошла в серьезный конфликт с Израилем и США, препятствуя их замыслам, политике на Ближнем Востоке”.

“Можно допустить, что Иран в чем–то не прав, излишне агрессивен, но это другой вопрос. Ввиду всего этого Иран все время находится в тяжелом положении. Иран хотел бы как и все государства, чтобы его окружали надежные государства. У него были определенные расчеты именно в отношении Азербайджана. Напомним, что на первой стадии обретения независимости иранцы довольно активно работали здесь.

Они оказывали определенную помощь, сотрудничали с азербайджанским руководством, но потом по причине усиления западного, американского влияния и резкого разворота в азербайджанской политике, эти отношения испортились. И понять это можно так: Иран себя чувствовал неуютно, они видели, что их со всех сторон обкладывают. В результате образовался целый комплекс проблем, который тяжелым грузом обременяет иранско-азербайджанские отношения, это и каспийская проблема, и старые имперские идеи Ирана, согласно которым они привыкли рассматривать и Кавказ и Каспийское море своими владениями” – считает политолог.

Расим Агаев подчеркнул, что Азербайджан проявляет сдержанность в этом отношении, понимая, что приходится балансировать между различными мировыми силами в регионе, где между ними идет борьба за усиление влияния, за укрепление своих позиций в кавказском направлении, в частности в Азербайджане.

По мнению Р.Агаева, антиазербайджанские настроения вызваны еще и проблемой с хиджабом. Политолог считает, что эту проблему, в общем, можно было решать несколько иначе, мягче, без связывания влияния Ирана на появление хиджаба. “Все дело в том, что мнения о том, что хиджаб, исламская атрибутика, которые сейчас имеют место в Азербайджане, является непосредственно косвенными иранскими происками, не имеет под собой почвы.

Хиджаб одевают и во Франции, и в Англии. Недавно английский премьер открыто обозначил проблему ислама в европейских странах. Это беспокоит правительства европейских стран в силу разных причин, одна из которых является демографическим фактором. Рост населения в ведущих европейских странах составляет 0,6 процентов, а странах с мусульманским населением 0,75. Вот вам и причина для тревоги. Надо исходить из того, что Азербайджан в первую очередь является государством, страной с прочными светскими традициями. Интеллигентная элита Азербайджана давно и прочно европеизировалась, в Азербайджане появился первый театр, драматические произведения, консерватория, то, что не снилось Ирану в ту пору” – считает политолог.

Р.Агаев уверен, что хиджаб никак не может угрожать светскому характеру азербайджанской политической ментальности: “Кроме того, если б не было Ирана, все равно этот хиджаб бы появился. Потому что ислам является одной из воинствующих, распространяющихся и увлекающих миллионы людей идеологией 21 века. Если 18 век прошел под знаком французского просвещения, 19 век под знаком европейской социал-демократии, 20 век прошел под знаком наступления коммунистических идей, то надо признать, что конец 20-начало 21 века основано усилением ислама на огромных пространствах, не только Ближнего Востока, чему мы были свидетелями, не только в нашем регионе, но и в самой Европе. Это имеет огромное значение, и поэтому так “наскакивать” на хиджаб, называя это происками Ирана, нельзя.

Другой вопрос – Иран не очень последователен и не убедителен, когда обвиняет Азербайджан в американских настроениях. Известен факт, что Иран является единственной страной, которая выступает против европейской интеграции, США и западноевропейцы все эти годы фактически продлевают режим санкций против Ирана”.

Касаясь армяно-иранского сотрудничества, Расим Агаев отметил, что это сотрудничество широко представлено в топливной, энергетической, промышленной, строительной, экономической сферах. “Высказываются опасения, что оружие, которое направляет Россия своему стратегическому союзнику Армении, может попасть или попадает на иранскую сторону. Не говоря о широком сотрудничестве Хизболлы, Хамаса и других террористических организаций. Хорошо известно, что они сотрудничают с Асала. Все это давно опубликовано” – отметил политолог.

По мнению Р.Агаева, европейские страны и американцы, которые могут подвергнуть санкции любую страну за сотрудничество с Ираном, ни слова не находят против Армении. “Это говорит о том, что Армению европейские страны, несмотря на то, что она уступает с объективных позиций, считают родной, а Азербайджан ставят примерно на одну ступень с Ираном, считая что это единый мусульманский массив, который необходимо сдерживать, если даже придется прибегать к услугам Армении”.

По мнению Р.Агаева, усиление пропагандистского наступления на Азербайджан со стороны иранских руководителей вызвано не только обидами и претензиями в связи с Западом. “Я думаю, это в какой-то мере связано с тем, чтобы приглушить и отвратить от Азербайджана свой собственный азербайджанский массив, который является наиболее взрывоопасным элементом Ирана, что не может не беспокоить его” – отметил он.

По мнению политолога, прошли времена, когда иранские азербайджанцы видели свое будущее в единстве с северной частью своих соотечественников: “Они живут своей жизнью и никто не собирается воссоединяться. Во всяком случае, думается, эти времена миновали. Но, тем не менее Иран, имея свои внутренние проблемы, подвергает остракизму и атаке Азербайджанскую республику”.

Относительно ажиотажа с хиджабом в Азербайджане политолог считает, что нужно снять остроту во внутренних взаимоотношениях с гражданами страны, и учесть, что желающих носить хиджаб и совершать религиозные обряды, составляет незначительную часть населения и это не приняло, и вряд ли примет когда-либо угрожающие размеры:
“Надо жить в согласии со своими гражданами. Я полагаю, что с учетом того, что пропагандистское влияние Ирана на население Азербайджана находится чуть выше нуля, и не является идейно привлекательной для большинства азербайджанского населения. Это очевидный факт”.

Р.Агаев уверен, что иранская пропаганда безосновательная, бездоказательная и не такая уж изощренная: “Поэтому реализовывать это информационной атакой было бы неверно. Свою работу могут проводить средства информационного влияния, с помощью которых и нужно доводить свою точку зрения до граждан Ирана, в том числе наших соотечественников”.
Политолог призвал проявлять сдержанность, твердость и хладнокровие, не поддаваться на провокации: “Я не думаю, что Иран решится на большее, чем информационная война, не пойдет дальше этого, иначе это угрожало бы большей опасностью.

Возможно, этого и ждут США. Нужно сохранять спокойствие и ни в коем случае не поддавать на провокации. Испорченные переводом с информационных поединков на горячие кризисные ситуации отношения потом трудно будет преодолеть.

Азербайджан должен помнить, что в мире проживают десятки миллионов наших соотечественников, которые рассчитывают на сотрудничество, спокойную жизнь, благоприятное будущее”.

По мнению Р.Агаева, в политике поддаваться эмоциям противопоказано: “Надо поставить на весы: что реально угрожает Азербайджану? Да ничем особенным. Такая пропаганда сейчас не действует фактически. Азербайджан в своем развитии, социально-экономических достижениях далеко продвинулся за последние годы. У нас имеются благоприятные условия, в то время как блокированный Иран задыхается экономически. Поэтому в этот момент если Азербайджан начнет препираться сперва информационно, а после этого недалеко и до оружейных залпов, то желаем мы того или нет, Азербайджан окажется по одну сторону баррикад, как бы сольется единым фронтом с желающими наказать Ирана, что реально не служит интересам Азербайджана”.

Выход из ситуации политолог видит в попытке вернуть ситуацию налаживанием сотрудничества. По его словам, это подходящее средство для нынешнего момента: “Не стоит забывать что, у Азербайджана была, есть и остается одна опасность. Это Армения. И создавать новый фронт для Азербайджана было бы более чем опасно”.