Азербайджанский политолог комментирует ситуацию, которая сложится в Иране
после выборов.
Как сообщает AZE.az, политолог Огтай Садыхзаде прокомментировал Новости-Азербайджан избрание нового президента Ирана.
Пусть никого не вводит в заблуждение реформаторская направленность новоизбранного президента Ирана Хасана Роухани, так как все кандидаты на президентских выборах в Иране заблаговременно получили благословение верховного лидера страны, отметил политолог.
Хасан Роухани избран президентом Ирана по итогам состоявшихся 14 июня выборов. В голосовании из более чем 50 миллионов избирателей приняли участие почти 37 миллионов человек, обеспечив явку в 72,7%. По результатам окончательных подсчетов Роухани набрал 18,613 миллиона голосов.
«Все кандидаты получили благословение верховного религиозного лидера страны аятоллы Хаменеи, прежде чем выдвинуть свои кандидатуру. В противном случае правительственные высшие органы власти даже не провели бы регистрацию, поэтому пусть никого не вводит в заблуждение реформаторская партийность Роухани», – отметил политолог.
По мнению эксперта, при новом президенте страны Иран все же попытается наладить контакт с Западом.
«При новом правительстве официальный Тегеран будет подходить более ответственно и сбалансировано к переговорам с западными партнерами. Но все же значительных изменений не ожидается, так как внешнеполитический курс регулируется верховным лидером страны», – сказал он.
Садыхзаде также подчеркнул, что президент Ирана в большей мере будет заниматься экономической стабилизацией страны, нежели политическим курсом.
«Президент Роухани приоритетно будет заниматься выведением страны из экономической блокады, усилением национальной валюты», – сказал Садыхзаде.
Он также отметил, что основным доходом страны был экспорт нефти, но сейчас этот показатель тоже сократился до сороков процентов, подчеркнул он.
Эксперт добавил, что президентская администрация Ирана будет делать все для восстановления прежних рамок пополнения бюджета страны от продажи нефти. Также возможно частично будут осуществлены реформы в отношении прав этнических меньшинств, проживающих в Иране, в том числе и азербайджанцев.
«Азербайджанцы являются этническим большинством Ирана, несмотря на то, что власти Ирана и персы не любят это признавать. Поэтому эти реформы будут носить косметический характер, не более того. Так как должность президента Ирана жестко регламентирована и ограничена», – сказал политолог.
Садыхзаде сказал, что новому президенту Хасану Роухани придется договариваться и идти к общему знаменателю с «шестеркой», вывести Иран на новый уровень, стабилизировать отношения с внешним миром, так как бывший президент Ирана Ахмединежат своими абсурдными заявлениями полностью осложнил положение страны на международной арене.
«Новый президент страны должен нацелить усилия на сближение позиций сторон. Также надо отметить, что Иран все больше будет поддерживать Асада, так как это второе шиитское государство. И смена власти в Сирии никак не входит в интересы иранского правительства»,- добавил он.
Политолог, коснувшись ирано-азербайджанских отношений, сказал, что особых изменений в отношениях не ожидается.
«В нагорно-карабахском конфликте Иран неоднократно предлагал свою кандидатуру в качестве посредника в переговорах, но я не думаю, что Тегеран может предложить что-то новое. По крайней мере, Джон Керри тоже предложил подключение Ирана к переговорам в карабахском конфликте.
Даже Вашингтон понимает, что решать региональный вопрос без учета позиции Ирана крайне сложно. С другой стороны, Иран не сможет предложить какую-то модель урегулирования, а если даже сможет, то это не будет отвечать национальным интересам Азербайджана»,- сказал он.
По мнению политолога, для Ирана главное, чтобы в регион не пришли американские войска под каким-то «соусом».
Что касается дальнейшего развития отношений с региональными странами, Садыхзаде сказал, что для Ирана будет приоритетным сближение с Россией, Китаем и есть вероятность того, что членство Ирана в ОДКБ перерастет во вступление в эту военную организацию, что станет хорошим щитом от нападок Вашингтона на Иран.