В позиции посредников МГ ОБСЕ есть изменения, например, Россия последовательно требует изменения статус-кво в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, считает отечественный эксперт.
Как сообщает AZE.az, глава Центра политических инноваций и технологий политолог Мубариз Ахмедоглу прокомментировал ситуацию по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.
«Россия может приступить к практическому этапу в урегулировании карабахского конфликта», – об этом в рамках проведения очередного "Карабахского часа" заявил Мубариз Ахмедоглу.
По словам эксперта, анализ заявлений, озвученных министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Баку на встрече с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым на пресс-конференции и на приеме у президента страны, дает важные результаты. Прежде всего, Россия признает Азербайджан и его умение вести независимую политику, и в знак уважения не приглашает страну в Евразийский экономический союз или Таможенный союз. Естественно, что для России желательно приближение Азербайджана к этим структурам, отметил глава ЦПИТ.
"Во-вторых, Лавров напомнил многовековую историю положительного характера российско-азербайджанских отношений и пожелал передачи этих отношений грядущим поколениям. В этом контексте внимание привлекает напоминание главой МИД России о неформальных переговорах. Глава российского государства, будучи в Баку, заявил о возможности решения исторических проблем Азербайджана на высоком уровне развития азербайджано-российских отношений", – продолжил эксперт.
У Азербайджана есть исторические проблемы, последовательность решения которых из Азербайджана и России может казаться разной. Самая актуальная историческая проблема Азербайджана связана с Арменией. Для восстановления целостности Азербайджана с географической точки зрения и выхода Нахчывана из состояния эксклава необходимо возвращение Зангезура Азербайджану. Географическая завершенность Азербайджана многократно усилит ресурсы страны в нейтрализации новой опасности, возникающей в результате геополитических процессов.
В-третьих, Россия последовательно требует изменения статус-кво в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
"У армян нет ничего, кроме выдуманной истории. Россия может гарантировать армянам определение статуса Карабаха армянами и азербайджанцами Нагорного Карабаха, являющееся требованием обновленных мадридских принципов".
Одновременно эксперт отметил, что Азербайджан с целью освобождения оккупированных территорий запустил военную дипломатию как первичный этап начала военных операций. Он упомянул о том, что ранее министр обороны Азербайджана Закир Гасанов на конференции по региональной безопасности в Москве встретился с министрами обороны России и Ирана. "Интересно то, что часть встреч прошла в закрытом порядке. Не исключено обсуждение министром обороны Азербайджана с российским и иранским коллегами вопроса начала военных операций для освобождения Нагорного Карабаха от оккупации. Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым отметил наличие хороших условий для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Есть теоретическая возможность возвращения Нагорного Карабаха Азербайджану взамен действий России в отношении Абхазии и Крыма. Возможно, взамен того, что Турция отступит в вопросе Крыма и Абхазии, ей дадут возможность добиться своего в нагорно-карабахском вопросе. Естественно, при любом раскладе Россия будет подчеркивать, что делает все это ради Азербайджана".
После встреч в Москве министр обороны Азербайджана совершил визит в Грузию, где обсудил с руководством этой страны обеспечение безопасности энергетических трубопроводов. "В случае начала войны в Нагорном Карабахе Армения может создать военную опасность для нефте- и газопроводов на территории Грузии и азербайджано-грузинской границе".
В позиции посредников Минской группы ОБСЕ есть изменения. "Но этого недостаточно для того, чтобы Армения поумнела". Посредники в своем заявлении от 12 мая назвали прилегающие к Нагорному Карабаху районы "оккупированными территориями". Это важное изменение, которое может повлиять на ход урегулирования. Это открывает дорогу Азербайджану для начала войны, а также посредники могут обратиться в СБ ООН.
Второе изменение произошло в позиции США, которые заявили о том, что за основу урегулирования принимают документы, подписанные президентами стран-сопредседателей МГ ОБСЕ в 2009-2013 годах. Это значит, что обновленные Мадридские принципы являются единственным вариантом урегулирования. Азербайджан принял за основу урегулирования обновленные Мадридские принципы, Армения, напротив, не приняла.
Третьим изменением в позиции сопредседателей является заявление о том, что для изучения инцидентов на линии соприкосновения нет средств и устройств. На самом деле это ответ Армении, политизирующей механизм исследования инцидентов на линии соприкосновения войск.
"Посредники давно должны были заявить Армении, что статус Карабаха не может быть определен без участия азербайджанцев Нагорного Карабаха. Они должны были объяснить Армении, что главным условием для начала обсуждения статуса Нагорного Карабаха является освобождение прилегающих районов от оккупации и возвращение их Азербайджану. Не делая этого, сопредседатели Минской группы ОБСЕ на самом деле ставят Армению в трудное положение.
Тем временем предложение Ирана по открытию Нахчыванской железной дороги и активность армян на границе с Нахчываном могут быть не случайны. Иран настаивает на открытии железной дороги Мегри. Иран заинтересован в этом по нескольким причинам.
Во-первых, открытие Мегринской железной дороги является важным фактором в обеспечении безопасности на этой территории. Во-вторых, деятельность свободной экономической зоны "Араз" напрямую связана с началом функционирования этой железной дороги. В-третьих, Иран присоединением к этой железной дороге даже регионов Мугана хочет создать железнодорожные коммуникации с другими регионами как Азербайджана, так и свои. В-четвертых, Иран демонстрирует политические амбиции. А армяне, называющие себя стратегическим союзником русских, делают все возможное для ослабления российских коммуникаций на Южном Кавказе".