Политолог: Россия стремится преодолеть пропасть, разделяющую позиции Баку и Еревана

По мнению российского эксперта, Россия активнее пытается воздействовать на стороны конфликта.

Как сообщает AZE.az, на вопросы echo.az ответила исполнительный директор политологического центра "Север-Юг" Анжелика Трапезникова.

– Как вы оцениваете нынешний уровень развития российско-азербайджанских отношений?

– В наше сложное время трудно говорить о постоянных величинах во внешней политике. Но мне представляется, что отношения между Москвой и Баку выдержали проверку временем.

Они прагматичны, равноправны и взаимовыгодны. Это три "качества" отношений, которые складываются в общую картину стратегического партнерства между РФ и АР.

– Накануне российские и азербайджанские эксперты вновь подняли тему вовлечения Азербайджана в ЕАЭС. Как вы считаете, есть ли вероятность того, что российская сторона попытается заинтересовать официальный Баку? И какие плюсы для нас от вступления в данный союз?

– Это решение должен принять Азербайджан. Верно расставить акценты – взвесить все выгоды от интеграции и сделать выбор. Политологический центр "Север-Юг" четыре года назад презентовал доклад о перспективах отношений между ЕАЭС и АР в Баку.

С тех пор аргументы остались прежними – для Азербайджана это новый уровень техрегламентов, выход на новые рынки, вхождение в новую логистическую конфигурацию. Поэтому давайте обсуждать, каким образом могут быть использованы эти конкурентные преимущества.

– Не могу не коснуться развития отношений между Россией и Турцией. Сегодня, как мне кажется, уже настало время хотя бы сделать шаг навстречу стабилизации двусторонних связей. Как вы считаете, может ли Азербайджан внести свою лепту в налаживание диалога между странами?

– Азербайджан уже вносит свой позитивный вклад, проводя взвешенную информационную линию, не раздувая конфликт. Тут видна и четкая позиция президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. В Москве это видят, и с пониманием относятся к призывам официального Баку – примириться.

Однако, на мой взгляд, слово сейчас за Анкарой. Нужны более весомые действия, по которым можно было бы судить о понимании турецким руководством своей доли ответственности за трагические события.

– Хотелось бы перейти к вопросу урегулирования карабахского конфликта. После апрельских событий в Азербайджан успели приехать несколько российских чиновников, ожидается визит Владимира Путина… Как вы считаете, изменила ли российская сторона подход к урегулированию конфликта?

– Россия активнее пытается воздействовать на стороны конфликта. Стремится преодолеть пропасть, разделяющую позиции Баку и Еревана. Позиция Москвы очевидна – нельзя допустить развязывания полномасштабного конфликта в регионе.

В то же время оставлять нерешенным карабахский вопрос, оставлять его в замороженном состоянии также не представляется возможным. С этим обстоятельством и связана резко возросшая активность российской дипломатии на Южном Кавказе.

Но есть и другие темы для обсуждений не только в двустороннем, но и многостороннем формате. Накануне прошла информация о том, что в Баку пройдет трехсторонняя встреча с участием лидеров Азербайджана, России, Ирана. Это важная "развертка" регионального диалога.

Своего рода альтернативная модель прежней "тройки", где место Ирана занимала Турция. Посмотрим, можно ли будет эту встречу назвать рубежной.

– И последнее, как вы считаете, существует ли сегодня действенный метод разрешения этой многолетней проблемы?

– Я не дипломат, а представитель некоммерческого сектора. Поэтому скажу откровенно, примирение должно идти не только по линии МИД или ОБСЕ, но и через общественную дипломатию.

Мир на земле Карабаха должен быть миром народов, их примирением на честных и справедливых условиях, а не только геополитической конструкцией. Думаю, все мы должны искать путь к миру. И в Азербайджане, и в Армении, и в России.