«Президент Армении на саммите ЕАЭС в устной форме взял обязательство перед учредителями этого союза о том, что не будет считать Нагорный Карабах составной частью Армении».
Как передает AZE.az, один из владельцев ИА "Регнум" и "REX" Станислав Тарасов сравнил процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта с мугамом. Он сравнил сопредседателей МГ ОБСЕ с трио сазандаров, а американского сопредседателя Джеймса Уорлика – с певцом-вокалистом. Об этом сказал Trend директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.
Как отметил политолог, мугамное трио принадлежит только Азербайджану, ни в одной другой стране мугамного ареала нет аналога подобного трио. Трио нет даже в иранском мугаме, который наиболее близок к азербайджанскому. "Географией, отделившей и сформировавшей азербайджанский мугам среди мирового мугама, является Нагорный Карабах. Мугам – атрибут принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану. Именно мугам является одним из самых важных доказательств того, что Нагорный Карабах не принадлежит армянам. Мы видим изменение в позиции С.Тарасова. Это толкование может также восприниматься, как отдаление от армян проармянских российских экспертов, которых становится все меньше. Действительно, очень сложно гражданину России с нормальным мышлением поддерживать президента Армении Сержа Саргсяна, который отверг предложение президента России Владимира Путина об особом статусе РФ в нагорно-карабахском урегулировании, сделанное в Сочи в сентябре 2014 года. Самым впечатляющим действием в ходе Сочинской встречи было публичное, открытое и прямое отрицание Саргсяном Путина. Оставить этот поступок незамеченным и направить внимание на совершенно другое заявление было бы последней степенью фальсификаций. Неэффективность этого налицо", – сказал Ахмедоглу.
По его словам, Тарасов признал, что Закавказье может стать транзитом в сирийском вопросе. "Однако эта идея принадлежит не ему. Его тезис о том, что аэропорт Ханкенди может стать транзитным аэропортом в сирийском вопросе, был мертворожденным. Отношение Тарасова к Саргсяну также очень оригинальное. По нашему мнению, это именно то отношение, которого заслуживает Саргсян. Президент Армении на саммите ЕАЭС в устной форме взял обязательство перед учредителями этого союза о том, что не будет считать Нагорный Карабах составной частью Армении. По возвращении в Армению он в телефонном разговоре с тремя президентами подтвердил свое обещание, после чего МИД Армении направил странам-учредителям ЕАЭС письменное сообщение, содержащее это обязательство. Таким образом, Саргсян, независимо от того, является он президентом или просто гражданином Армении, взял на себя обязательство не считать Нагорный Карабах составной частью Армении. Спустя год Саргсян называет Нагорный Карабах составной частью Армении. Тарасов называет этот 180-градусный поворот позиции Саргсяна логическим итогом того, что год назад президент Армении взял на себя совершенно противоположное этому официальное обязательство: он взял на себя это обязательство для того, чтобы потом его нарушить. Дать слово и не выполнить его – судьба Саргсяна. Плодотворность предстоящей встречи президентов Азербайджана и Армении вызывает серьезные сомнения. Саргсян, которому доставляет удовольствие удерживать в заложниках двух кельбаджарцев и который живет жаждой мести, не способен решить какой-либо серьезный вопрос. Президент Армении не предпринял ни одного шага для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Все его ресурсы направлены на сохранение статус-кво, но эти ресурсы заканчиваются", – сказал он.
По словам политолога, Тарасов не гянджинец, и не может им быть. "Но как бывший кировабадец он не может не иметь некоторого представления о мугаме, о трио сазандаров. В этом трио руководителем считается тарист, но лицом трио является вокалист (ханэнде). На примере "трио МГ ОБСЕ" певцом-вокалистом (ханэнде) он считает Уорлика. Пусть сам определит, кто будет таристом – российский или французский сопредседатель. Тарасов спустя некоторое время понял свою ошибку: к мугамной вариации нагорно-карабахского урегулирования он добавил понятие «геополитическая мистерия»", – сказал он.
Как отметил Ахмедоглу, несмотря на то, что «мистерия» является христианским понятием, оно имеет отношение и к исламу. "Тарасов заменил иллюстрацию к своей статье: вместо иллюстрации Тогрула Нариманбекова «Мугам» появилась одна из иллюстраций к поэме «Хосров и Ширин» Низами Гянджеви. На этой иллюстрации изображены три восточных музыканта. Суть изменения Тарасова очевидна: в повестку привносится понятие, относящееся как к христианству, так и к исламу; трио, относящееся только к Азербайджану, заменяется на трех восточных музыкантов; напоминается гипотеза об армянском происхождении Ширин. Это действительно мистерия. Но эта мистерия не в геополитике, а в иллюзионизме Тарасова. Ошибка на фоне включения мугама в нагорно-карабахское урегулирование подвигла Тарасова сотоварищи к более серьезным ошибкам. Под руководством Модеста Колерова в Москве начали отмечать "Дни "Арцаха". Настоящая мистерия произошла именно здесь. На вопрос Колерова о союзничестве "Арцаха" с Россией в сирийском вопросе глава сепаратистского режима Нагорного Карабаха Бако Саакян дал утвердительный ответ. Колеров обрадовался тому, что "Арцах" считает Россию своим союзником. Спустя несколько часов это заявление Саакяна было опровергнуто его "пресс-секретарем" Давидом Бабаяном. Вероятно, это произошло по диктовке официального Еревана.