Азербайджан ясно продемонстрировал в ответ на одну из очередных провокаций с армянской стороны неудовлетворительное состояние мирного процесса.
Как передает AZE.az, эксперты обсуждают решение Баку в одностороннем порядке приостановить военные операции в Нагорном Карабахе. По их мнению, попытки Еревана затянуть мирный процесс, пытаясь сохранить статус-кво, приведут к еще большему взрыву, поскольку конфликт не должен тлеть десятилетиями и его необходимо срочно разрешать. Эксперты выражают надежду на то, что мировые политики, в первую очередь, лидеры стран-посредников должны объединиться и добиться выполнения резолюций Совбеза ООН об освобождении оккупированных азербайджанских территорий, – иначе вспыхнувшие в Карабахе полномасштабные бои могут повториться в любой момент.
«Ситуация показала, что конфликт находится в совершенно другой ситуации по сравнению с другими типами конфликтов, – заявил порталу «Москва – Баку» генеральный директор российского Института политических исследований, зампред комиссии ОП по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Сергей Марков. – Прежде всего, нет никакого миротворческого пояса, есть практическое полное соприкосновение сторон, так что боевые действия могут вспыхнуть в любой момент. Второе: мирный процесс заморожен. Есть много конфликтов, которые заморожены и идет переговорный процесс. А здесь мы видим по сути дела конфликт в нестабильном состоянии, а переговоры заморожены. Заморожен он в связи с тем, что страны посредники – США, Франция и Россия, – это страны, где живут наибольшие армянские диаспоры. В результате блокируется переговорный процесс. Думаю, военного решения конфликта нет, но получается, что и мирный путь решения тоже закрыт».
Вспышка боевых действий показала, что в любой момент ситуация может пойти по весьма негативному сценарию, предупреждает Марков.
«Новые бои в Карабахе должны стимулировать стороны к активизации поиска компромисса. Причем, думаю, реально будет стимулирована российская сторона – по двум причинам. Бои на Кавказе наносят удар по российской безопасности, но совершенно не подрывают безопасность Франции и США. США так даже испытывают, мне кажется, удовольствие, поскольку сейчас им хотелось бы, чтобы у Москвы было побольше проблем», – предположил политолог.
«Кроме того, в США и Франции живут мощнейшие армянские диаспоры, но нет азербайджанских диаспор. В Германии живет сильная турецкая диаспора, но Германия никак не представлена в качестве посредника. А в России живут равновеликие армянская и азербайджанская диаспоры, поэтому Москва занимает более взвешенную позицию, нежели Париж и Вашингтон. Хотя действует договор ОДКБ, но большинство экспертов согласится с жесткой характеристикой Владимира Жириновского, сказавшего, что пророссийская ориентация Армении объясняется просто ее геополитическим положением. То есть, если бы Финляндия была на месте Армении, то и Финляндия ориентировалась бы на Россию. Таким образом, Россия теперь будет особенно простимулирована к тому, чтобы начать более активный переговорный процесс и вывести его из тупика», – подчеркнул российский эксперт.
«С учетом проводимой миролюбивой политики»
Ранее вооруженные силы Азербайджана приняли решение в одностороннем порядке приостановить ответные меры против врага и приступить к укреплению обороны освобожденных территорий.
«Вооруженные силы – с учетом обращений международных структур и проводимой государством миролюбивой политики – приняли решение в одностороннем порядке приостановить ответные меры против врага и приступить к укреплению обороны освобожденных территорий», – говорится в заявлении Минобороны Азербайджана.
«В случае, если вооруженные силы Армении не оставят свои провокационные действия и продолжат обстрелы жилых пунктов и боевых позиций, Вооруженные силы Азербайджана продолжат наступательные операции с использованием всех имеющихся на вооружении средств», — говорится в заявлении.
Причин у вспышки боев, которая произошла накануне, по мнению Маркова, может быть несколько. «Наиболее вероятно, на мой взгляд, случайное обострение конфликта в связи с какой-либо конкретной стычкой между военными, возможно, разведчиками или спецназовцами», – пояснил он.
В любом случае, Азербайджан ясно продемонстрировал в ответ на одну из очередных провокаций с армянской стороны неудовлетворительное состояние мирного процесса. «Нынешнее положение дел все еще фиксирует то распределение сторон, которое было 25 лет назад. За это время баланс сил значительно изменился в пользу Баку, однако Минская группа ОБСЕ по-прежнему ничего не делает», – посетовал Марков.
Как считает эксперт, Ереван понимает, что расклад сил «постепенно меняется в пользу Баку, так что армянской стороне все менее выгодно ввязываться в войну в будущем, иначе она, по всей вероятности, потерпит фиаско».
Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде (Баку) также полагает, что последние события простимулируют переговорный процесс и даже дадут ему новую основу.
«Кроме того, эти события придадут ему динамику и конкретику, которых не было на протяжении последних лет. Обратите внимание на то, что азербайджанская сторона приостановила операции в одностороннем порядке, дав понять, что на этом этапе Азербайджан не планирует освобождать захваченные территории военным путем и оставляет возможность для мирных переговоров. Потенциал для переговоров не исчерпан и азербайджанская сторона дает понять, что готова сесть за стол переговоров, но уже на новых условиях, – на условиях, которые обеспечили мирный процесс, а не ограничивались бы вопросами прекращения огня, снижения насилия на линии соприкосновения», – заявил бакинский политолог порталу «Москва – Баку».
В поисках формулы компромисса
«Формат возможной договоренности примерно понятен, – сказал Сергей Марков. – Кроме Нагорного Карабаха, сегодня захвачены еще семь регионов Арменией – эта территория, между прочим, даже превышает сам Карабах. Так вот возможная формула компромисса такова: два района могут быть оставлены, а пять могут быть возвращены под контроль Баку, – в обмен Армения получает деблокирование, дипломатические связи с Азербайджаном и Турцией, экономическое сотрудничество и ввод миротворцев по линии соприкосновении. Вот предмет возможного большого компромисса».
В отличие от Сергея Маркова, Ильгар Велизаде пока не готов говорить о том, какие конкретно новые подходы могут быть теперь использованы в урегулировании.
«В любом случае, азербайджанская сторона вряд ли ограничится пятью районами, скорее всего, речь пойдет о полной деоккупации, но с соблюдением определенных условий, поэтапно, по плану. Такой план мог бы предусматривать не только возвращение жителей на оккупированные территории, но и давал бы гарантии безопасности армянскому населению Нагорного Карабаха», – предположил эксперт.
«В частности, на определенном этапе, для обеспечения безопасности жителей как азербайджанского, так и армянского происхождения, может рассматриваться и вопрос о вводе миротворцев. На это все будет только частью пошагового плана. Все зависит от переговорного процесса. Если процесс пойдет, как предполагается, то может встать и вопрос о миротворцах, их полномочиях и обязанностях», – предупредил Велизаде.
Напомним, что накануне возобновления боев, в четверг Ильгар Велизаде предупреждал в интервью порталу «Москва – Баку»: «Участились провокации, обстрелы со стороны Армении и на участках границы, расположенных на большом расстоянии от Карабаха».
По его словам, напряжение на линии соприкосновения накапливалось последние два года. «То, что произошло накануне, — естественное следствие отсутствия подвижек в мирных переговорах. В 2006-2007 году фиксировалось около 700 нарушений режима огня в год, а еще несколько дней назад, накануне боев, говорили уже о десятках случаев в день. Режим прекращения огня выполнялся лишь на бумаге. А если на каком-то участке начинают стрелять — это сразу отзывается и на других», – пояснил Велизаде. – В прошлом году задача делегация ОБСЕ посещала линию фронта с азербайджанской стороны, и даже ее обстреляли».
Напомним, что у членов Минской группы посредников уже в ближайшие дни появится повод активизировать поиск компромисса. Не позднее 7 апреля в Баку ожидается с визитом глава МИД России Сергей Лавров.