Политолог: ситуация вокруг Ирана напоминает ситуацию перед вторжением в Ирак

Азербайджанский политолог прокомментировал ситуацию вокруг Ирана.

Происходящее в настоящее время вокруг Ирана напоминает то, что происходило вокруг Ирака перед вторжением в эту страну.

Об этом, как сообщает AZE.az, сказал политолог Расим Агаев в среду в интервью «Новости-Азербайджан». Высокопоставленный представитель Корпуса стражей исламской революции Ирана генерал Амир Али Хаджизаде заявил, что в случае израильской или американской атаки Тегеран атакует систему ПРО NATO, установленную в Турции. Сирия уже нацелила в сторону Турции свои ракетные установки «Скад» российского производства.

Во вторник в Иране подверглись нападению несколько зданий, принадлежащих британской дипмиссии.

«Стоит вспомнить, что и перед вторжением в Ирак те же западные СМИ тиражировали критические мнения относительно правящего в этой стране режима, писали о «бедном» Израиле, на который Ирак готов обрушить огромное количество какого-то необыкновенного химического оружия, которое в состоянии погубить 2/3 человечества.
Но вторжение произошло, искомого химического оружия не нашли, а Ирак надолго погрузился в состояние хаоса, кровавой междоусобицы и беспощадного разграбления природных ресурсов», – заявил Агаев.

По его словам, это разграбление можно сравнивать только с разграблением России после развала СССР, Азербайджана после обретения независимости, а также последовавшим после разграбления Ирака аналогичным процессом в Ливии, где сейчас никто не считает, сколько и куда девается газ и нефть из этой страны.
«Боюсь, что подобная же история может повториться и в отношении Ирана. Сейчас много говорят и пишут о наличии у Ирана ядерного оружия, но после вторжения и его не найдут, а могут обнаружить лишь отходы ядерного топлива.

Но даже если у Ирана найдут действительно ядерное оружие, то с точки зрения международного права Иран нельзя наказывать, не наказав прежде те страны, которые ранее Ирана заполучили ядерное оружие в обход мнения международного сообщества, к примеру Израиль. Кстати говоря, больше всех о наличии в Иране ядерного оружия кричит именно Израиль», – отметил Агаев.

Сейчас Ирану, как считает политолог, не хватает на международной арене того авторитетного государства, каковым в свое время являлся СССР – неоимпериалистическое воплощение России.

«Нынешней России, к сожалению, этого авторитета несколько не хватает, несмотря на имеющиеся связи и дружеские отношения с Ираном.
Нынешняя Россия не обладает достаточным авторитетом для того, чтобы остановить нагнетание напряженности вокруг Ирана и призвать заинтересованные стороны здраво разобраться в ситуации.

В частности, выступить в роли международного арбитра, разработать вместе с вовлеченными в конфликт сторонами новый подход к требованиям к Ирану.
В таком случае Тегеран можно было бы подтолкнуть на какие-то новые уступки: большую открытость и прозрачность, большее желание сотрудничать с международным сообществом.

То есть, в такой ситуации необходимо осуществить действия, которые могли бы остудить накал страстей», – продолжил Агаев.

В качестве примера такого разумного подхода он привел поведение руководителей США и СССР в период «Карибского кризиса», предотвративших ядерную войну.
Что касается дальнейшего развития ситуации вокруг Ирана, то политолог видит тут три варианта, где первый вариант – ограниченные боевые действия против Ирана, связанные с воздушной атакой ВВС Израиля исключительно по ядерным объектам Ирана.

«Второй вариант может стать продолжением первого. Это, когда в ответ на воздушные атаки Израиля по своим ядерным объектам, Иран может нанести ответные ракетные удары не только по территории Израиля, но и по территории Турции.

А это как раз и приведет к большой региональной войне, в которую окажутся втянутыми Иран, Израиль, Турция, Сирия. Также несомненно, что война затронет соседние страны, в том числе и регион Южного Кавказа и далее», – подчеркнул Агаев.

Он уверен, что в случае развязывания подобной войны ее пламя сомкнется с пламенем, которое уже не который год бушует в Афганистане.

«В таком случае задачей нападающих, то есть США и Израиля, будет провести именно молниеносную войну, так как затягивание данной войны может негативно отразиться на общественном мнении, как США, так и Запада в целом», – сказал Агаев.

Вместе с тем он полагает, что такая война входит в американские планы по реализации проекта Большого Ближнего Востока и подчинения нефтяных ресурсов от Каира до Кабула, так как в рамках реализации данных проектов американцы могут решить и ряд более мелких вопросов.

Таких, как смена неугодных режимов в странах, решение курдской и карабахской проблем и т.д., ну а главной задачей будет выдавливание России из привычного ей южного ареала.

«Третий вариант, на мой взгляд, наиболее вероятный, заключается в том, что, несмотря на дальнейшую эскалацию ситуации вокруг Ирана, в итоге стороны избегут непосредственного военного вторжения, из опасения перед большой региональной войной и ее тяжелейших последствий.

К тому же в случае начала войны против Ирана молниеносной войной в регионе и не пахнет. Это будет чисто восточная затяжная война с привлечением больших людских ресурсов. Это не нужно ни Турции, ни Ирану, ни тем более Сирии», – сказал Агаев. 

Политолог уверен, что лучше из этой ситуации выйти с наименьшими морально-политическими потерями, чем выйти из той же ситуации с огромными материальными, финансовыми, людскими потерями.

«В таком случае будет виноват уже не тот, кто уперся и не хотел уступать, а тот, кто безрассудно напал и первым нажал на курок. Ведь Иран в итоге может доказать, что у него и в помине не было никакого ядерного оружия», – резюмировал Агаев.

В целом же он считает, что все происходящее вокруг Ирана является элементами военно-политического давления со стороны США и союзников, и никто из них не хочет переходить опасную черту.