Политолог: у Армении не хватит ресурсов воевать на трех направлениях

Азербайджанский политолог Зардушт Ализаде считает силовой вариант решения нагорно-карабахского конфликта нереальным.

Как сообщает AZE.az, политолог Зардушт Ализаде в интервью “Новости-Азербайджан” поделился своим мнением по поводу ситуации в нагорно-карабахском урегулировании.

– Что меняется в формате существующей карабахской проблемы, и каким вы видите ее решение?

– На сегодняшний день никаких изменений в направлении решения данной проблемы нет, и я считаю, что в ближайшей перспективе существенных изменений не предвидится. На мой взгляд, первоначальным условием на пути к решению этого вопроса является изменение всей внешней и внутренней системы страны. Важно, чтобы с независимым Азербайджаном считались во всем мире, и это произойдет только, когда мы сами будем уважать своих граждан, свои законы, Конституцию. Тогда станут очевидными и честные, прозрачные выборы, свобода слова, ликвидация коррупции, или хотя бы сведение ее до минимума.

Я считаю, что надо начать диалог с армянской общиной Карабаха и диалог с общественностью Армении. Только таким способом мы начнем продвигать наши интересы в Карабахе. В противном случае конфликт так и будет носить замороженный характер и в последующие годы. А ныне существующая ситуация выгодна и Западу, и России.

– Возможен ли вопрос военного решения конфликта?

– Такой вариант решения проблемы нисколько не актуален ни для одной из сторон. Для Армении нет смысла начинать войну, так как ее цель – захват Карабаха, уже реализована, загвоздка только в оформлении юридического статуса. Азербайджану война также не нужна, потому что правительство серьезно занято освоением бюджетных средств, кредитов, нефтяных и газовых, и других важных сфер доходов. Поэтому я не вижу серьезных оснований относительно возобновления широкомасштабных действий в Карабахе.

– Наращивание военной мощи Азербайджана можно ли рассматривать в качестве рычагов давления на Армению?

– Я считаю, что наращивание военного потенциала является вполне закономерным для любой страны, которая находится в состоянии необъявленной войны.

– Каким видите в будущем положение Южного Кавказа?

– Думаю, ничего существенного в этом отношении не изменится, поскольку Армения будет зависеть от своих зарубежных спонсоров, но будет держаться за Карабах, а население Армении будет утекать из страны. Грузия будет пытаться безуспешно интегрировать в Европу, а азербайджанская власть будет успешно осваивать нефтяные и газовые доходы, бюджетные средства, и будет дальше укреплять свой плановый рост.

– Скажите, вопреки вашему убеждению по поводу возможного военного вмешательства, каким вы видите военный сценарий нагорно-карабахского урегулирования?

– Чисто теоретически, если учесть, что в настоящее время население Армении составляет миллион семьсот тысяч, а население Азербайджана – девять миллионов, и что Армения фактически находится в положении банкрота, то мы уже имеем большое превосходство по численности и экономическому развитию.

Азербайджан имеет около 25 миллиардов долларов валютного запаса, артиллерийские системы, авиацию, современные виды оружия, ракеты, которых у Армении нет. Азербайджанская армия имеет возможность ударить по трем направлениям. Во-первых вдоль границы с Ираном, когда возьмут Физули, Джабраил, Зангелан с выходом на Губадлы, в направлении Лачина. Второе направление будет через Агдам на Ходжалы, Аскеран и Ханкенди. И третье направление с севера – из Муровдага ударят по Кельбаджару. Лично у меня есть большие сомнения по поводу того, что у армянской армии имеется столько ресурсов, чтобы воевать по трем направлениям.

– Армения будет рассчитывать на поддержку России?

– Официальная Москва имеет обязательство перед Ереваном по его защите в случае, если кто-то на Армению нападет. Но если боевые действия будут идти на признанной международным сообществом территории Азербайджана, я не думаю, чтобы Россия решилась на поддержку Армении в случае возобновления войны. Российская военная база, которая дислоцируется в Гюмри, находится там для того, чтобы иметь повседневный контакт с армянской армией и через армянский генералитет контролировать политическую элиту Армении, а не воевать против Азербайджана или Турции.