Политолог: военное решение нагорно-карабахского конфликта возможно с одобрения России

По словам Лейлы Алиевой, в ближайшее время подвижки в решении нагорно-карабахского конфликта маловероятны.

Как сообщает AZE.az, политолог Лейла Алиева в интервью Новости-Азербайджан прокомментировала ситуацию в регионе.

По словам политолога, в минувшем году Азербайджан продвинулся вперед в плане отстаивания своих позиций относительно карабахского вопроса, и смог довести свою точку зрения до уровня международной общественности.

Практически в рамках всех встреч международного уровня, в том числе на уровне президентов, глав МИД, во время саммита ОБСЕ в Астане было еще раз подтверждено единое мнение касаемо территориальной целостности Азербайджана. Это позитивные моменты по итогам минувшего года.

– Каким вы предполагаете возможное решение карабахской проблемы в долгосрочной перспективе, и есть ли предпосылки в ее решении в более краткие сроки?

– Я думаю, что в краткосрочной перспективе однозначно позитивных сдвигов в решении карабахского конфликта не произойдет. Если рассматривать эту проблему в долгосрочной перспективе, то она может быть решена при условии серьезных внутренних изменений в конфликтующих странах, путем усиления внутренней политической динамики в Армении и в Азербайджане. В противном случае данный конфликт останется в списке «замороженных» еще не одно десятилетие.

Поиск компромисса в данной ситуации достаточно не простой, с учетом ныне существующего баланса сил. С точки зрения уравновешенности баланса сил Армения чувствует себя очень уверенной в том, что она оккупировала территории, и при этом нет ни одной силы, которая бы заставила ее отказаться от них. В свою очередь у Азербайджана есть юридическая правда и экономический фактор. Компромисс, может быть достигнут в рамках территориальной целостности, а поскольку Армения не придерживается этого принципа, то соответственно и компромисс становится невозможным.

– Может ли вновь актуализироваться вопрос о внедрении Дорожной карты в текущем году?

– У меня нет твердой уверенности в том, что дорожная карта, или какой-то другой документ, будет реализован в ближайшее время. Даже если этот вопрос и встанет на повестке переговорного процесса, Армения будет этому всячески сопротивляться.

К тому же позиция России в этом вопросе тоже была негативной, и скорее всего она и дальше не изменит своего отношения по этому поводу.

Ситуация складывается таким образом, что у России нет желания давить на ту или другую сторону. Россия хочет играть роль посредника и делать то же самое, что и другие посредники, и тем самым, пытаться проводить свою политику не вмешательства, которая наиболее выгодна на нынешнем этапе для нее и для конфликтующих сторон.

На сегодняшний день нет ни одной международной, или какой-то другой силы, которая бы оказала давление на одну из двух сторон. По сути, если две стороны одинаково захотят прийти к компромиссу, то договоренность может быть достигнута без вмешательства посредников.

– Может ли начаться война в Карабахе в ближайшие сроки?

– Я не исключаю возможность начала военных действий в Карабахе, но они могут произойти при согласии на это России. Другое дело, захочет ли Россия этого, и насколько ей выгоден подобный разворот событий. По крайней мере, до сих пор Россия в открытых заявлениях давала понять, чтобы Азербайджан не надеялся на то, что может военным путем отвоевать земли у Армении. Так что в этом смысле прослеживается и интерес самой России.

С другой стороны, если Россия захочет нарушить планы по реализации Набукко и других мега-проектов именно таким способом, и посчитает, что у нее недостаточно экономических возможностей, чтобы построить свою конкурентную линию быстрее, чем это будет делать Европейский союз, то может произойти кратковременная военная акция, при условии манипулирования одной из сторон.- Как бы вы оценили развитие отношений Азербайджана с Россией в минувшем году?- Минувший год внес значительную стабильность в отношения Азербайджана с Россией, так как был достигнут целый ряд договоренностей в различных сферах сотрудничества.

Для Азербайджана имеет большое значение посредническая деятельность России в урегулировании карабахского конфликта.

Хотя в этом смысле пока конкретных достижений не имеется, но для нашей страны бесспорно добрососедство такой мощной державы, как Россия, имеет большую значимость на внешнеполитическом уровне.

– Будет ли Запад реагировать на последующие события в плане урегулирования Карабахского конфликта?

– Позиция Запада, будет скорее нейтральной, хотя в ближайшие сроки Европейский Союз не станет бездействовать и все же усилит свою активность. Не исключено, что ОБСЕ предпримет шаги в плане изменения формата, чтобы как-то повлиять на результаты переговорного процесса.

В целом позиция Запада к Азербайджану не меняется. Нет конкретных подвижек в вопросе по реализации Набукко, поставок энергоресурсов в южном направлении. Не произошло существенных изменений в вопросе интеграции страны в ЕС, в евроатлантическое сообщество. Это то, что мы имеем на сегодняшний день.

– Что прогнозируете в текущем году?

– Если обобщить этот вопрос, то текущий год будет годом подготовки к президентским выборам, на которых будут утверждаться политические силы и лидеры страны, и вся конституционная система Азербайджана. Что касается нашей большой проблемы, то, как я уже говорила, выход из тупиковой ситуации всегда есть, только надо его тщательно продумать и желательно не скидывать решение проблемы на плечи последующих поколений.