Политолог: встреча в Казани не приведет прорыву в карабахском урегулировании

Политолог Эльхан Шахиноглу прокомментировал предстоящую в Казани встречу Президентов России, Азербайджана и Армении.

25 июня в Казани (Россия) состоится встреча президентов Азербайджана и Армении – Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна при посредничестве президента России Дмитрия Медведева, в ходе которой будет обсуждаться урегулирование карабахского конфликта.

Как сообщает AZE.az, руководитель Центра аналитических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу в интервью агентству Новости-Азербайджан выразил сомнение, что очередная встреча глав государств поспособствует новому позитивному витку в урегулировании затянувшегося конфликта:

– Чем обосновано ваше предположение по поводу безрезультативного исхода предстоящей встречи?

– Переговорный процесс, который продолжается на протяжении долгих лет, не дал по сегодняшний день позитивного результата, несмотря на все предыдущие встречи между главами конфликтующих государств и посреднических стран.

Ситуация не продвинулась ни на один шаг, ни на один метр, сохранив положение статуса-кво. Оказалась безрезультативной и посредническая миссия России, несмотря на ее активное участие в этом вопросе.

И я не думаю, что эта встреча отличится, по сути, от всех остальных, и что по ее итогам могут произойти позитивные изменения. Для России важно, чтобы в регионе сохранилась ситуация статуса–кво, в то время как статус–кво абсолютно не в интересах официального Баку и устраивает официальный Ереван. Россия заинтересована в спокойном Южном Кавказе, и это обусловлено еще и тем, что в 2014 году в Сочи ожидается проведение олимпийских игр. Город Сочи непосредственно близок к Кавказу, поэтому основной задачей официальной Москвы является контроль над общей ситуацией во всем регионе, соответственно, такое положение дел на руку и России, и Армении.

Я полагаю, что в этом году существенных толчков в плане решения карабахской проблемы не предвидится. Ну, а в последующие два года конфликтующие стороны будут заняты проведением выборов и в Армении, и в Азербайджане. В такие периоды, как правило, ни в одной стране существенных изменений и принятия важных решений в конфликтных вопросах, не происходит. К тому же в Азербайджане начата подготовка к проведению масштабного мероприятия, которое пройдет в следующем году в связи с победой на Европейском конкурсе песни. Так что, в ближайшие годы ситуация в этом отношении вряд ли прояснится.

– Помимо России, Вы отметили крайнюю заинтересованность официального Тегерана в сохранении положения статуса–кво в карабахском вопросе..

– Несмотря на то, что президент Ирана Ахмадинеджад выражал якобы явный интерес в урегулировании карабахской проблемы, Иран не желает разрешения конфликта, в собственных целях. Правительство Ирана понимает, что в случае ликвидации конфликта Азербайджан может стать сильным государством, после того, как вернет свои земли и восстановит территориальную целость. Этим самым Азербайджан сохранит и укрепит свой имидж на внешне политической арене, что совсем не выгодно для Ирана. Нельзя забывать о том, что в Иране проживают от 20 до 30 миллионов азербайджанцев, которые требуют автономии от Ирана. А укрепление возможностей и позиции Азербайджана будет только на пользу нашим соотечественникам, проживающим на территории Иранского государства.

– Что скажете относительно развития политических процессов в регионе Южного Кавказа?

– К сожалению нельзя утверждать, что политические процессы на Южном Кавказе развиваются в позитивном плане, поскольку это очевидно из того, что основные проблемы региона не решаются и практически находятся в фазе долгого застоя.

Я имею в виду не только ситуацию по Нагорному Карабаху, но и юго-осетинскую и абхазскую проблемы, взаимоотношения Армении с Турцией и Армении с Азербайджаном. Все эти вопросы провисают не один год, и гораздо опаснее то, что не сделаны решающие шаги для их окончательного разрешения. Поэтому сложно прогнозировать дальнейший исход развития всех процессов в регионе Большого Кавказа, по крайней мере, на сегодняшний день, когда ситуация во всем мире достаточно не стабильна.

– Ранее Вы не исключали военный способ давления со стороны Азербайджана?

– Военный способ никогда нельзя исключить полностью. Но в нынешней сложившейся ситуации он маловероятен. В то же время нельзя исключить из внимания экстремальные ситуации, которые могут повлиять на общую внутриполитическую ситуацию, как в Армении, так и в Азербайджане.

– Вы имеете в виду арабский сценарий событий?

– Да. Ведь никто не предполагал, что революции всколыхнут весь арабский мир, точно так же, как и то, что такой могущественный правитель, как Хосни Мубарак через 30 лет своего правления окажется за решеткой. Поэтому я думаю, что такого рода события могли бы приблизить во времени решение многих конфликтов, в том числе и карабахского.

– Допускаете возможность подобных событий у нас в стране и в соседней Армении?

– Нет, не допускаю, поскольку общественность обеих стран в большей степени инертна.

– Как Вы считаете, по какой причине затягивается подписание военного соглашения между Азербайджаном и Турцией?

– Турция считается стратегическим союзником Азербайджана, и в реальности Азербайджан должен иметь с ней военно-политическое соглашение, точно так же, как имеет Армения с Россией. Ясно и то, что Азербайджан не может оставаться в качестве нейтрального государства, в то время как Армения оккупировала ее территории. Поэтому, безусловно, существует необходимость подписания военного азербайджано-турецкого заключения. Однако не все так просто.

В конце концов, возникает вопрос о том, что если Турция считается нашим стратегическим партнером, то почему официальные лица Азербайджана все еще не решают визовую проблему с братским государством? Все эти вопросы вполне естественны на сегодняшний день и ждут ответа в плоскости «большой политики».